Вопросы для повторения
1.Как Вы понимаете роль общения в жизни менеджера?
2. Опишите и поясните модель процесса общения.
3. Как влияет уровень общительности менеджера на эффективность
работы предприятия?
4. Дайте характеристику компонентов (слагаемых) общения.
5. Назовите и дайте характеристику форм общения.
6. Охарактеризуйте коммуникации, возникающие между партне
рами в процессе общения.
7. Назовите виды информации, проходящей по каналам общения,
и определите степень их значимости.
8. Опишите составные элементы организации (технологии) общения.
9. В чем суть и назначение этапа подготовки к общению?
10. Охарактеризуйте основные этапы процесса непосредствен
ного общения.
11.Сформулируйте основные задачи начальной стадии общения.
12. В чем суть проблемы, связанной с умением слушать партнера
по общению?
13. Опишите поведение личности в процессе аргументации.
14. Приведите классификацию деловых совещаний.
15. Опишите основные этапы организации проведения деловых со
вещаний.
16. Определите условия эффективности деловых совещаний.
17. Дайте понятие и опишите основные этапы проведения дело
вых переговоров.
18. В чем суть этапа подготовки к деловым переговорам?
19. Опишите методы ведения переговоров.
20. Назовите условия эффективности деловых переговоров.
Литература
1.Даринг П. Хотите стать коммерсантом. М., 1994.
2. КарнегиД. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
Мн., 1990.
3. Короленок Г.А. Деловые переговоры. Мн., 1994.
4. Митиг П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
5. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без пораже
ния. М., 1990.
6. Эрнст О. Слово предоставлено вам.: Практ.рук-во по ведению бесед
и переговоров. М., 1989.
7. Юри У. Преодолевая "нет", или Переговоры с трудными людьми.
М., 1993.
8. Яковенко Е.Г. и др. Деловые переговоры: Справ, пособие и практ.
рекомендации. Брест, 1993.
9. Левченко Е.А. Как проводить переговоры. М., 1995.
10.Алексеев А., Пигасов В. Деловое администрирование на прак
тике: инструментарий руководителя. М., 1994.
11.Лебедев ММ. Вам предстоят переговоры. М., 1993.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................. '................................................... 3
Глава 1. Развитие теории и практики менеджмента........................... 7
1.1.Основные этапы развития менеджмента.................................... 7
1.2. Основные школы управления.......................................................... 10
1.3. Развитие менеджмента в России...................................................... 16
Глава 2. Элементы организации и процесса управления............... 21
2.1. Понятие организации......................................................................... 21
2.2. Формальная и неформальная организации................................. 30
2.3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.................. 34
2.4. Сущность управленческой деятельности..................................... 37
2.5. Уровни управления............................................................................. 39
2.6. Объект и субъект управления.......................................................... 42
Глава 3. Организационные формы и структура управления
организацией............................................................................... 45
3.1. Структура и формы организаций................................................... 45
3.2. Типы организационных структур................................................... 48
3.3. Проектирование организационных структур............................. 56
Глава 4. Функции и принципы менеджмента..................................... 65
4.1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента........................ 65
4.2. Характеристика основных функций менеджмента.................... 67
4.3. Принципы менеджмента.................................................................... 87
Глава 5. Методы менеджмента.............................................................. 93
5.1. Понятие и классификация методов менеджмента...................... 93
5.2. Организационно-административные методы управления...... 95
5.3. Экономические методы управления.............................................. 98
5.4. Социально-психологические методы.......................................... 102
5.5. Самоуправление ............................................................................... 105
Глава 6. Управление персоналом....................................................... 113
6.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности
менеджмента....................................................................................... 113
6.2. Организация деятельности кадровых служб............................ 116
6.3. Отбор персонала............................................................................... 119
6.4. Оценка сотрудников и прием на работу..................................... 132
6.5. Повышение квалификации персонала........................................ 145
Глава 7. Управление трудовыми процессами................................. 163
7.1. Содержание и особенности управленческого труда............. 163
7.2. Основные направления рациональной организации труда. 165
7.3. Культура управленческого труда............................................... 186
Глава 8. Управленческие решения...................................................... 193
8.1. Содержание и виды управленческих решений......................... 193
8.2. Процесс принятия решений............................................................. 197
8.3. Методы принятия решений............................................................. 198
8.4. Индивидуальные стили принятия решений............................... 202
8.5. Условия эффективности управленческих решений................. 203
8.6. Организация и контроль выполнения решений........................ 208
Глава 9. Личность, власть и авторитет менеджера........................ 215
9.1. Требования к менеджеру................................................................. 215
9.2. Власть и личное влияние................................................................. 223
9.3. Авторитет менеджера....................................................................... 236
Глава 10. Стиль руководства............................................................... 241
10.1.Понятие и характеристика стилей руководства..................... 241
10.2.Управленческая решетка ГРИД.................................................. 246
10.3.Элементы управления (поведенческие элементы)................. 249
10.4.Характеристика поведенческих действий менеджера
в системе ГРИД................................................................................ 253
10.5. Дополнительные стили управления 269
Глава 11. Управление конфликтами и стрессами........................... 275
11.1.Природа конфликта................................................................. 275
11.2.Типы конфликтов............................................................................. 278
11.3.Причины конфликтов...................................................................... 280
11.4.Методы разрешения конфликтов................................................ 283
11.5.Природа и причины стресса......................................................... 289
Глава 12. Искусство общения............................................................... 295
12.1.Значение делового общения........................................................ 295
12.2.Формы и организация общения................................................... 298
Глава 13. Организация проведения деловых совещаний и переговоров .311
13.1.Деловое совещание......................................................................... 311
13.2.Деловые переговоры....................................................................... 323