Формы и организация общения

Формы общения.Всякое общение отличается не толь­ко содержанием, но и формой. Форма общения - это про­цесс взаимодействия людей, специфика их поведения по от­ношению друг другу. Главное в выборе форм общения состоит в том, чтобы в его процессе "друзей не сделать врагами, а врагов сделать друзьями" (Инге фон Ведемайер).

В данном случае речь должна идти о качестве общения, а точнее, о его культуре. Поэтому важно выделить компо­ненты общения:

коммуникатор - тот, кто инициирует общение, кто сооб­щает информацию;

аудитория (реципиенты) - тот, кому говорят, сообщают информацию;

сообщение - то, что говорят, содержание информации;


средства общения - технические средства, благодаря ко­торым информация попадает получателю.

В преобладающем большинстве случаев решающее значе­ние имеет содержательность общения, его насыщенность для дела смыслом (даже самая лучшая форма общения без содер­жательной части не может привести к желаемому результату). Однако удачно выбранная форма общения способствует дос-• тижению целей организации. Поэтому в каждом конкретном случае форма общения будет разной.

В связи с этим можно выделить две основные формы общения:

1) опосредованное (косвенное) - через посредников, по
телефону, факсу, посредством обмена телеграммами и т.п.;

2) непосредственное (контактное) - вступление собе­
седников в контакт "с глазу на глаз". Непосредственное
общение имеет больше достоинств, поскольку обеспечи­
вает прямое восприятие партнеров и их поведение. В данном
случае применяются два вида коммуникаций: вербальные
(речевые) и невербальные (жесты, мимика, тембр голо­
са и т.п.).

Поскольку наибольший удельный вес в общении зани­мают вербальные коммуникации, умение говорить являет­ся важной составной частью авторитета менеджера и эф­фективности достижения целей организации. Люди теряют уважение к косноязычным, проникаясь уважением к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Слово -это раздражитель, на который сердечно-сосудистая систе­ма реагирует так же, как и на физические нагрузки. Поэто­му впечатление о руководителе (особенно первое) в значи­тельной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом. ("Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал". Саади.) Требова­ния, которым должна удовлетворять речь руководителя, многообразны. Здесь важны простота и доходчивость, ху­дожественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и др.


Чтобы понять, почему одни менеджеры в процессе обще­ния добиваются успеха, а другие терпят неудачу, необходимо выявить роль информации, которая проходит по каналам обще­ния в организации. Данная информация может быть разделена на три категории:

1) функциональная, передается всем или определенной (за­
интересованной) в ней группе лиц для того, чтобы они могли
выполнять свои функции. Это информация о политике, целях и
задачах организации, директивы и т.п. Она поступает в разных
направлениях (вертикально и горизонтально) независимо от степени
централизации или децентрализации фирмы. Традиционно обмен
такой информацией называется формальным общением, так как
она передается по официальным каналам организации;

2) координационная, циркулирует между функциональны­
ми подразделениями организации (например, между отделом
сбыта и отделом маркетинга). Поток координационной информации
обычно движется в горизонтальном направлении. Необходи­
мое общение здесь происходит при встречах, посредством
телефона, служебных писем, объявлений и др. По сути это
общение (взаимодействие), связанное с организацией совме­
стной деятельности по решению задач фирмы;

3) оценочная, происходит общение, которое имеет отноше­
ние к понятиям, статусу и уважению сотрудников, восприятию
партнерами по общению друг друга. Каналы передачи оценоч­
ной информации обычно включают награды, поощрения за зас­
луги, поощрительные письма с благодарностью за выдающий­
ся вклад в деятельность организации.

Организация общения.Общение отличает то, что в его процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется и изменяется. Каждый менеджер заинтересован в том, чтобы информация, которую он адресует собеседнику, не просто им была принята, но и достигла главной цели. Все это указывает на то, что менеджер должен соответствующим образом организовать общение. Слагаемыми организации общения яв­ляются его цель, подготовка, непосредственное общение, ре­шение (рис. 12.3). 300


Рис. 12 3 Организация (технология) общения

Цель общения.Процесс общения начинается с формули­ровки идеи. Этот шаг называется идеизацией, т.е. человек, ко­торый хочет общаться, должен передать появившуюся идею. Цели, которые формулирует менеджер, могут быть самыми разными: заключить соглашение, разрешить спорный вопрос, убедить собеседника в чем-либо, получить необходимую ин­формацию и т.п. Чем конкретнее сформулирована цель делово­го общения, тем больше определенности в последующем. Это особенно важно при выборе тактики общения.Чтобы идею менеджера понял и осознал собеседник, он сам должен иметь о ней четкое представление: что он хочет получить в резуль­тате воплощения идеи и какого характера воздействие необхо­димо оказать на партнера по общению, чтобы цель была до­стигнута.

Практика показывает, что многие идеи не реализуются лишь потому, что у менеджера нет ясности и продуманности постановки вопроса.

Подготовка к общению.В процессе подготовки к об­щению рекомендуется подумать о том, как Вы поведете себя, если:

Ваш собеседник во всем согласится с Вами;

решительно возразит и перейдет на повышенный тон беседы;

не отреагирует на Ваши доводы;

проявит недоверие к Вашим словам и мыслям;

попытается скрыть свое недоверие.


Таким образом, подготовка к деловому общению предус­матривает составление своего рода плана, включающего сле­дующие основные аспекты:

участники беседы должны располагать временем, дос­таточным для проведения спокойного, обстоятельного раз­говора;

следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (шум, громкая музыка, воз­можность вмешательства в беседу других лиц и т.п.);

необходимо настроиться на беседу, исключив у себя пе­реживания, которые бы отрицательно повлияли на готовность к общению;

следует успокоить себя, если предстоящая беседа вызы­вает слишком сильное волнение, и дополнительно мобили­зоваться;

необходимо подавить у себя чувства, отрицательно вли­яющие на правильность восприятия собеседника (например, чувство симпатии - антипатии);

перед беседой, если есть возможность, следует познако­миться с данными на собеседника, имея при этом в виду, что они могут повлиять на процесс восприятия;

надо заранее предвидеть возможные вопросы, которые может поставить собеседник, и быть готовым к ответу на них, т.е. на этом этапе анализируются участники общения (мужчина, женщина, темперамент, характер, уровень профес­сиональной подготовки и другие качества), тема и оценива­ется сложившаяся ситуация.

Каждая личность характеризуется потребностями, моти­вациями деятельности, интересами, присущими только ей. Поэтому менеджер на стадии подготовки к общению дол­жен учитывать все мотивы и выбрать из имеющегося арсе­нала наиболее эффективные средства воздействия на парт­нера уже на стадии непосредственного общения.

Важно не только оценить своего будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего пове­дения, чтобы эффективно управлять им, создавать своим лич­ным поведением и поступками благоприятные условия для об-


щения, выяснить ситуацию и тему общения, проработать в со­ответствии с проблемой дополнительный материал.

Место общения.После проведения комплекса подгото­вительных к деловому общению мероприятий следует подго­товить место, где пройдет разговор. Как правило, оно должно удовлетворять двум условиям:

1) ничто не должно отвлекать или мешать общению;

2) хорошее оснащение места проведения делового об­
щения - вспомогательные материалы, дополнительная ин­
формация, официальные и нормативные документы и т.п.

Элементарный порядок в делах способствует успеху об­щения.

Если менеджер хочет подчеркнуть власть и свое превос­ходство, то беседа должна проходить в его кабинете. Если же руководитель желает добиться хорошего контакта с под­чиненным и его поддержки, встреча должна проходить в ка­бинете подчиненного. В этом случае применяется принцип территориальности: большая часть людей более уютно чув­ствуют себя в своем кабинете, нежели в кабинете своего начальника.

При официальном общении Вы находитесь на своем обыч­ном месте - за столом; при полуофициальном - располагае­тесь напротив посетителя за приставным столом или столом заседаний, как бы приравнивая этим свой статус к статусу по­сетителя.

Зона неофициального общения представляет собой два-три кресла (желательно удобных, располагающих к расслаб­лению) и журнальный столик.

Расстановка мебели.В типичном кабинете руководитель сидит за большим столом, а место для посетителей располо­жено через стол от него. В кабинетах, где кресла и диваны размещены под правильным углом, обстановка способству­ет более расслабленному личному общению. В кабинете, где имеется большой стол начальника, подчеркивается власть сидящего за таким столом, что символизирует неравенство при общении. Поэтому для устранения чувства неравенства предпочтительны столы круглой формы. Расстановкой ме-


бели решается задача: "Как усадить собеседника"? Вопрос не такой праздный, как это может показаться на первый взгляд. Мы, люди, существа довольно тонкие. Очень часто испыты­ваем чувство либо внутреннего комфорта, либо дискомфорта, а объяснить почему, не можем. Возможны как минимум три варианта размещения беседующих: напротив, рядом, под уг­лом 90 °. Каждый вариант используется довольно часто, но какой предпочтительнее? Специалисты считают, что эффек­тивное общение требует, чтобы глаза беседующих встречались примерно треть времени контакта собеседников (35-38 %). Поэтому стулья за столом беседы следует разместить под пря­мым углом.

Определение стратегии и тактики общения. На этом этапе следует определить главную и второстепенные цели общения (в частности, чем можно и чем нельзя пожертво­вать). Важно уяснить, что можно отдать, чтобы получить большую прибыль. К тактике общения относится и умение задавать вопросы.

Направление беседы можно регулировать с помощью за­даваемых вопросов. Вопросы можно поделить на так назы­ваемые "открытые" и "закрытые".

Открытым называется такой вопрос, на который нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю), а приходится, отве­чая на него, рассказывать. Например: "Расскажите, пожалуй­ста...", "Что Вам известно про...", "Как Вы думаете...?", "А почему?", "Ваше мнение?", "Ваши предложения?", "Чем Вы это объясните?"

Открытые вопросы являются незаменимыми, когда це­лью является получение информации.

Противоположностью открытым вопросам являются вопросы закрытые, т.е. такие, на которые необходимо ответить "да-нет". Эти вопросы эффективно использовать для достижения следу­ющих целей: убедить, получить согласие, подвести к отказу от чего-либо, преодолеть сопротивление.

Например, нужно дать поручение сотруднику, который (Вы это знаете по опыту) будет спорить, доказывать, что это дело не входит в его обязанности и т.п.


Рис. 12.4. Факторы воздействия на собеседника

Процесс непосредственного общения. Оно начина­ется с создания контакта. Эта фаза связана с преодолени­ем определенного психологического барьера. Некоторым ли­цам этот барьер кажется таким непреодолимым, что они отказываются вообще обращаться к кому бы то ни было. Чтобы такого не происходило, менеджер должен знать, что любой собеседник подвергается воздействию со стороны авторитета инициатора беседы; содержания беседы; дос­таточности (недостаточности) информации по обсуждаемой теме; силы личности (рис. 12.4). В процессе общения судь­ба беседы зависит буквально от первой минуты. В эти минуты нужно установить контакт, создать психологический комфорт, настроить интеллект беседующих в унисон. Для этого опытные специалисты рекомендуют готовить свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным. Такой вопрос и его энергичное разрешение определяют по­ложительный эмоциональный тонус собеседников и чувство результативности.

Начальная фаза общения может осуществляться либо ча­стично, либо вообще пропускаться. Вместе с тем считается, что на данном этапе создается мост между партнерами по общению. Именно по этой причине на начальной фазе важно проявить искренний интерес к личности собеседника, к его проблемам, корректно отнестись к различным аспектам бесе­ды. В связи с этим можно сформулировать основные задачи начальной стадии общения:


установление контакта (задайте, например, такие вопросы: как долетели? как устроились и отдохнули? какие Ваши перво­очередные пожелания? как самочувствие? и т.д.);

создание приятной атмосферы для общения (удобная ме­бель; нормальные физико-химические условия; предложите чай, кофе, другие напитки; приятно улыбнитесь...);

привлечение внимания (говорите о том, что интересует Вашего собеседника, акцентируйте внимание на вещах, ко­торые он больше всего ценит);

пробуждение интереса к беседе (найдите такие нюансы в Вашей идее, которые неизвестны собеседнику, но важны для обоих).

Передача (получение) информации.Она логически про­должает начало беседы и одновременно является барьером для перехода к фазе аргументации. Цель этой части общения со­стоит в решении следующих задач: сбор специальной инфор­мации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; вы­явление мотивов и целей собеседника; передача собеседнику запланированной информации; анализ и проверка позиции собе­седника.

Передача информации - это процесс общения между ме­неджером и собеседником.

В этом контексте можно выделить следующие элементы:

информирование собеседника;

постановка вопросов:

слушание собеседника;

наблюдение за реакциями собеседника;

анализ реакций собеседника.

Особую сложность в процессе общения составляет пробле­ма умения слушать. Восточная мудрость гласит: "Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего". Специалисты в области менеджмента говорят о том, что умение слушать явля­ется одним из главных показателей культуры человека.

По манере слушания можно выделить три типа слушате­лей: а) внимательные; б) пассивные; в) агрессивные.

Внимательный слушатель правильно оценивает ситуацию, создает атмосферу беседы и тем самым располагает собе-


седника к высказыванию. Пассивный слушатель своим вне­шним и внутренним безучастием к беседе вызывает у собе­седника апатию и побуждает его к уклонению от основных идей беседы. Агрессивный слушатель своим поведением не только закрывает себе доступ к пониманию собеседника, но и возбуждает у него негативные реакции, наталкивающие последнего на ответные агрессивные действия. Во всем этом важнейшую роль играют голос, речь, поза, жесты. Достаточ­но, скажем, ведущему беседу принять "позу обороны", как у собеседника начнут напрягаться мышцы и он незамедлитель­но почувствует внутреннее желание быть как бы наготове. И наоборот, стоит "ведущему" только расслабиться, как та же реакция проявится и у ведомого.

Умение слушать - дело не столь простое, как это может показаться на первый взгляд. Исследования показывают, что не более 1О % людей умеют выслушать собеседника. "Никто так ярко не признает свое невежество, - говорил Саади, -как тот, кто, слушая рассказ другого, прерывает его и сам начинает говорить". Поэтому каждому из нас приятно об­щаться не с тем, кто хорошо говорит, а с тем, кто умеет слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внима­тельного и дружески настроенного слушателя. Предлагаем несколько рекомендаций менеджеру по решению проблемы: "уметь слушать собеседника":

1) когда Вы слушаете, делайте соответствующие пометки
на бумаге (это касается и телефонных разговоров); никогда
не отвечайте на телефонный вызов без карандаша в руке;

2) пытайтесь сводить к минимуму или вовсе исключить то,
что отвлекает Ваше внимание;

3) научитесь находить самый ценный материал, содержа­
щийся в полученной Вами информации;

4) установите, какие слова и идеи возбуждают Ваши эмо­
ции, и постарайтесь нейтрализовать их действие; в состоянии
сильного эмоционального возбуждения Вы слушаете не очень
хорошо;

5) когда Вы слушаете, спросите себя: "В чем цель говоря­
щего? В чем моя цель как слушателя?"


В беседе иногда возникают ситуации, вызывающие раздра­жение руководителя. Однако он не в праве позволить себе выплеснуть наружу огорчение и гнев; /

6) когда Вы слушаете, нельзя обдумывать следующий вопрос
(готовить контраргументы);

7) сконцентрируйте внимание на сущности предмета бе­
седы и отбросьте все второстепенные вопросы.

Аргументация.В момент аргументации необходимо про­думать вопросы, которые Вы будете задавать, а также пре­дусмотреть возможные варианты ответов на них. Вместе с тем следует просчитать варианты уточнений и вопросов, которые может задать Вам Ваш партнер по общению, а также возможные ответы на его вопросы. В процессе этой работы появятся аргументы, которые вы будете использовать для утверждения своей позиции (ссылка на конкретные документы, на лучшие предприятия, имеющийся опыт и т.п.).

С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и мнение своего собеседника. Вот неко­торые правила, которых необходимо придерживаться для до­стижения эффекта в процессе аргументации:

1) оперируйте при аргументации простыми, ясными, точ­
ными и убедительными понятиями;

2) темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом
особенностей характера собеседника;

3) аргументация должна быть корректной по отношению
к собеседнику;

4) следует избегать неделовых выражений и формулиро­
вок, затрудняющих восприятие сказанного.

Подведение итогов делового общения.Искусство об­щения проверяется после состоявшегося разговора. Резуль­таты беседы не следует переоценивать, так как посредством одного разговора не всегда удается достичь стратегических целей общения и понять собеседника.

В процессе анализа беседы следует внимательнейшим образом оценить отношение собеседника к тем событиям, людям и фактам, по поводу которых собственно и со­стоялась беседа. Анализируя свои записи и итоги, выяв-


ляются нерешенные задачи и намечается план будущей беседы.

Решение - заключительный элемент процесса общения. Подводятся общие и частные итоги беседы, оговаривается полу­ченный результат; конкретизируются вопросы для последующе­го решения, а также выделяются нерешенные проблемы.

Подводя итог изложенного, следует сказать, что межлич­ностное общение базируется на навыках, которые постоян­но совершенствуются в процессе всей трудовой деятельно­сти менеджера. Руководитель не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффек­тивное управление организацией.

Задания

1. Составьте идеальную модель общения (с воображаемым собе­седником). Продумайте следующие действия:

1) построение контакта и налаживание отношений доверия;

2) привлечение внимания;

3) аргументация.