Природа и причины стресса

'Природа стресса.Стресс (от англ, stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под вли­янием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и харак­теристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руко­водитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возника­ет чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее реше­ния, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повы­шенная раздражительность или бессонница перед ответствен­ным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться разли­чать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологи­ческим напряжением (рис. 11.8).

Физиологические признаки стресса - язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие ин­дивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.


Рис. U.S. Модель стрессовой реакции

Причины стресса.Существуют различные теории отно­сительно причин стресса. Основной причиной стресса являют­ся перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В свя­зи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" по­зволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он дол­жен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, ко­торые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобрать­ся с симптомами стресса (рис. 11.9).

По мере того как менеджеры учатся справляться с соб ственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.


Рис 11.9. Типичные симптомы стресса

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исклю­чить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связан­ными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

Организационные факторы. Широко распространенной при­чиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работ­нику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материаль­ных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда ра-


ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблю­дать требования руководства - с другой. В результате возни­кают чувства беспокойства и напряжения.

Рис. 11.10. Основные причины стресса

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уве­рен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончи­вы и неопределенны.

Неинтересная работа - четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше бес­покойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во мно­гих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти ча­стные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наиболь­шее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что и положительные жизнен­ные события, как и отрицательные, например свадьба, по­вышение по службе, выигрыш По лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.


Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой про­изводительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

1) оценивать способности, потребности и склонности Ваших
работников и попытаться выбрать для них соответствующий
объем и тип работы;

2) разрешать работникам отказываться от выполнения ка­
кого-либо задания, если у них есть для этого достаточные ос­
нования. Если нужно, чтобы они выполнили именно это зада­
ние, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в
их работе;

3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответ­
ственности и производственных ожиданий, использовать дву­
стороннюю коммуникацию;

4) использовать стиль лидерства, соответствующий требо­
ваниям данной ситуации;

5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную
работу;

6) выступать в роли наставника по отношению к подчинен­
ным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные
вопросы.

Задания

1.Совещание у директора фирмы "Атлант". Подводились акты работы
за 1 квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников измени­
лась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количе­
ство нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения
за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петро­
ва. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том,
что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холо­
дильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела марке­
тинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март.
В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впер­
вые слышит. Возник конфликт.

2. Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины,
объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конф­
ликтом.

3. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените
правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотри­
те на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта
совершил Ваш оппонент?