Природа и причины стресса
'Природа стресса.Стресс (от англ, stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 11.8).
Физиологические признаки стресса - язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.
Рис. U.S. Модель стрессовой реакции
Причины стресса.Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.
Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой окружающей среде.
Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).
По мере того как менеджеры учатся справляться с соб ственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.
Рис 11.9. Типичные симптомы стресса
Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.
Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).
Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.
Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда ра-
ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.
Рис. 11.10. Основные причины стресса
Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.
Неинтересная работа - четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).
Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.
Однако следует отметить, что и положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш По лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.
Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:
1) оценивать способности, потребности и склонности Ваших
работников и попытаться выбрать для них соответствующий
объем и тип работы;
2) разрешать работникам отказываться от выполнения ка
кого-либо задания, если у них есть для этого достаточные ос
нования. Если нужно, чтобы они выполнили именно это зада
ние, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в
их работе;
3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответ
ственности и производственных ожиданий, использовать дву
стороннюю коммуникацию;
4) использовать стиль лидерства, соответствующий требо
ваниям данной ситуации;
5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную
работу;
6) выступать в роли наставника по отношению к подчинен
ным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные
вопросы.
Задания
1.Совещание у директора фирмы "Атлант". Подводились акты работы
за 1 квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников измени
лась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количе
ство нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения
за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петро
ва. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том,
что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холо
дильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела марке
тинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март.
В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впер
вые слышит. Возник конфликт.
2. Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины,
объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конф
ликтом.
3. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените
правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотри
те на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта
совершил Ваш оппонент?