Власть и личное влияние

Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или груп­пы людей. У одних людей власти очень много, у других ее нет совсем. Иногда кажется, что некоторые люди не могут получить столько власти, сколько им надо, поэтому они бо­рются за то, чтобы ее обрести, и еще ожесточеннее борют­ся за то, чтобы удержать то, что имеют. Таким образом, власть и манипулирование ею являются задачами управле­ния. И считаться с этим должны и руководители и подчи­ненные. Многим кажется, что обладание властью - это пре­рогатива только руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и спо­собностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

Существует зависимость между силой власти и полномо­чиями руководителя, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Чтобы обеспечить баланс власти руководителей и подчиненных, прибегают к делегиро­ванию ответственности, т.е. менеджер в процессе выполне­ния функций управления часть компетенции передает подчи­ненным. В этом случае следует иметь в виду, что переданное право подчиненного работать за менеджера является временным и длится на протяжении полученного задания. Подчиненный берет на себя обязательство выполнить задание и отвечает за успешное завершение работы. Одновременно передаются властные полномочия, необходимые для качественного и сво­евременного выполнения задания. Однако некоторые менед­жеры неохотно расстаются с любой своей властью, а без достаточной компетенции для принятия решения у подчинен­ного мало шансов успешно выполнить задание.


И менеджеры и подчиненные должны четко понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонима­ния и неудач.

Для менеджера трудно делегировать ответственность и власть когда они важны для него самого. Ответственность делегиру­ется конкретным областям (например, финансам). В данном случае властные функции выполняются по отношению не к финанса& (управлять финансами), а к плановикам-финансистам, которьц должны хорошо выполнять свою работу (тот, кто управляет финансами, лучше знает, как это делать, нежели менеджер) Менеджер должен постоянно находиться в мозговом центре знать, в каком направлении движется вся организация. Власт! используется для того, чтобы следить за тем, чтобы все чле ны организации не только опускали "весла в воду", но и гребл1 в одном направлении. Делегирование - это способ разделение власти. В данном случае, во-первых, создается очень xopouiaj и сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделил! властью, будут ощущать свою силу и могущество и поэтом} они пожелают остаться в вашей команде); и, во-вторых, че\ больше вы делегируете власти другим, чем больше ответствен ности вы "отдаете" подчиненным, тем более эффективным буде-ваш управленческий труд, так как вы освобождаетесь от ру тинной работы.

Руководитель имеет власть над подчиненными, однако i некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над ру ководителем, так как последний зависит от них по такш вопросам, как необходимая для принятия решений инфор мация, неформальные контакты с людьми в других подраз делениях и т.п. Отсюда следует, что руководитель долже] понимать и учитывать тот факт, что, поскольку подчинен ные тоже часто обладают властью, использование им в од ностороннем порядке своей власти в полном объеме може вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотя продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следуе поддерживать разумный баланс власти: достаточный для до стижения целей организации, но не вызывающий у подчинен ных отрицательных реакций (рис. 9.2).


Рис. 9.2. Балансирование власти руководителей и подчиненных

Власть может принимать разнообразные формы. В связи с этим выделяют три основные формы власти: утилитарную, авторитарно-нормативную и смешанную (рис.9.3).

Утилитарная власть - это воздействие посредством силь­ных мотивов. Исполнитель задания знает, что если он вы­полнит "то-то", то получит "это".

Авторитарно-нормативная власть - законная власть. Ис­полнитель верит, что влияющий имеет право отдавать при­казания, а его долг - строго их выполнять.

Объединенная власть - власть группы. Эта власть ог­ромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются груп­пами и поэтому наше поведение должно вписываться в нор­мы и культуру организации.


Рис 9.4. Модель влияния руководителя на подчиненного

Во всех случаях, когда мы имеем дело с властью, подра­зумеваем степень влияния руководителя на подчиненного.

Влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Процесс влияния руководите­ля на подчиненного показан на рис. 9.4.

Конкретные способы влияния весьма разнообразны (рис. 9.5).

Как видно из рис. 9.5, выделились две большие группы управленческого влияния - эмоциональное и рассудочное. В группе эмоциональных средств влияния основное место занимает "заражение" и подражание.

Рис, 9.5, Способы управленческого влияния на подчиненных

"Заражение"-это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматикой,


неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менед­жер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.

Подражание - это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если "зара­жение" характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заим­ствования того лучшего, что есть у других.

Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабо­вольные люди, а также лица с недостаточно развитым само­стоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто слу­жит для них "эталоном" для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.

В группу способов рассудочного влияния входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Внушение - это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на под­чиненных является бездоказательным и неаргументирован­ным. Поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п. Чем они выше, тем эффективнее внушение.

Внушение является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, - пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Особенно большой эффект внушения достигается, если подчи­ненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положе­ния. В этот момент он готов следовать любому совету руководи­теля. В данном случае внушение проявляется больше как убеждение.

Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, - он "продает" подчиненному то, что нужно сделать. Для эффективного убеждения исполь­зуются различные приемы [2. С.480].

Как эффективно использовать влияние путем убеждения?

1. Постарайтесь точно определить потребности слушателя и апелли­руйте к этим потребностям.


2. Начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю.

3 Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности.

4. Просите немного больше, чем Вам на самом деле нужно или хочется
(для убедительности приходится иногда делать уступки, а если с самого
начала Вы будете просить больше, Вы, по-видимому, получите именно
столько, сколько Вам действительно нужно). Этот метод может срабо­
тать и против Вас, если Вы запросите слишком много.

5. Говорите, сообразуясь с интересами слушателей, а не со своими
собственными. Частое повторение слова "Вы" поможет слушателю по­
нять, какое отношение к его или ее потребностям имеет то, что Вы, вли­
яющий, хотите, чтобы он сделал.

6. Если высказываете несколько точек зрения, постарайтесь изло­
жить последние аргументы, ибо, услышанные последними, они имеют
наибольший шанс повлиять на аудиторию.

Как видно, убеждение, осуществляемое в словесной форме, опирается на рассуждения и логику, а воздействие на чув­ства и эмоции играет вспомогательную роль. Если внуше­ние носит одностороннюю направленность, то при убежде­нии активны обе стороны. При этом ведущую роль играет убеждение.

Процесс убеждения представляет собой явную или скры­тую дискуссию, цель которой состоит в достижении един­ства мнений или компромисса. В процессе убеждения ре­комендуется использовать такие "усиливающие" аргументы, как:

аргумент к традиции;

аргумент к большинству;

аргумент к авторитетной личности;

аргумент к личности того, кто убеждает;

аргумент к мировому опыту;

аргумент психологического феномена (чувство обиды, зависти, "я лучше всех" и т.п.).

Самая слабая сторона убеждения - это медленное воз­действие и неопределенность.

Просьба - способ влияния на подчиненного, основан­ный на добровольных, побуждающих, непринудительных мотивах.

Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к луч­шей из сторон натуры другого человека. Положительный ре-228


зультат достигается в случае, если между руководителем и под­чиненным существуют хорошие отношения.

Угроза - запугивание, обещание причинить подчинен­ному зло. Они основаны на том допущении, что страх иног­да является достаточным мотивом, чтобы побудить челове­ка выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают на короткое время (пока подчиненный находится в "зоне страха", т.е. боится руково­дителя). Угроза вызывает борьбу между двумя личностями, и здесь проигравшим всегда будет тот, кто вынашивает мысль победить в будущем (никому не хочется быть постоянно про­игравшим).

Подкуп - склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами. Т.е. руково­дитель может предоставить своему подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменит свое поведение. В некоторых случаях подкуп - это честный под­ход, предоставляющий подчиненному дополнительные воз­награждения за дополнительные усилия, например: "Пора­ботай сегодня сверх нормы и завтра можно будет уйти с работы пораньше".

Приказ - официальное распоряжение властных органов. Исключается альтернатива, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют. И если приказ не выполнен, за этим, как пра­вило, следуют негативные последствия.

Каждому менеджеру необходимо знать, что, используя любые способы влияния на подчиненных, следует руковод­ствоваться своего рода Кодексом делового поведения и нор­мами служебной этики (нормы и правила поведения, осно­вывающиеся на общественном мнении и традициях). В любом случае влияние не должно вызывать у подчиненного чув­ства раздражения, ненависти, досады и стресса. В этом смысле можно предложить следующие приемы положительного вли­яния на подчиненных.

1. "Подавление" собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с Вами собеседник нервничает и повышает


голос, отвечайте на его бурные "атаки" ровным, спокойным и, главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией) -и Вы скоро увидите, как Ваш собеседник перейдет на нормальный и спокойный тон, при котором гораздо легче решать все воп­росы и проблемы.

Не теряйте душевного равновесия из-за мелочей. ("Не позволяйте мухе выбить вас из седла." Д. Карнеги.)

2. Концентрированное внимание на одном из подчиненных.
Заставьте себя сосредоточить свое внимание на ком-нибудь
из Ваших подчиненных, желательно на том, кто занимает са­
мую низшую должность. Понаблюдайте за ним, постарайтесь
представить себе, что он думает, какие у него заботы, инте­
ресы, желания, поинтересуйтесь его судьбой - и Вы неожидан­
но для себя почувствуете живой интерес к этому человеку. И
тогда Вам будет легко общаться с ним на неформальной осно­
ве, вскоре Вы обнаружите доверие со стороны этого человека.
Но самое главное - Вы почувствуете моральную удовлетво­
ренность самим собой.

3. "Насилие" над собственным мнением. Заставьте себя в
подчиненном, которого Вы почему-то недолюбливаете или даже
терпеть не можете, найти какие-то положительные качества.
Постарайтесь убедить себя, что Вы до сих пор имели ошибоч­
ное мнение о нем, даже если для этого у Вас самые веские
основания. Если Вы этого достигнете, у Вас будет взаимопо­
нимание с этим человеком.

4. Неожиданное решение. Чего обычно ожидает подчинен­
ный? Наказания. А как относится руководитель к недобросо­
вестному, неисполнительному или отстающему работнику? Конечно
же, с неприязнью и недоверием. Эти ответы являются аксио­
мами. Откажитесь от них. Особенно в тех случаях, если под­
чиненный смирился с положением "неудачника" и не ждет от
Вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему
временное предпочтение перед другими. Дайте ему ответственное
поручение. Сделайте это гласно, высказав уверенность в том,
что он его выполнит.

Большой воспитательный заряд несут такие решения, ко* торые окрыляют подчиненного. К таким решениям прибегал


Макаренко: он доверял материальные ценности тому, кому, ка­залось бы, никак нельзя доверять, - бывшему вору. Но пред­принимать такое рискованное мероприятия можно лишь тогда, когда Вы сумеете затронуть душу человека таким доверием, которое превосходит страх риска.

5. Авансированная похвала. Дав подчиненному задание и
не будучи уверенным в его выполнении, можно похвалить под­
чиненного, сказав, что никому другому Вы не можете пору­
чить столь ответственное задание. Через некоторое время Вы
убедитесь, что Ваша похвала авансом попала в цель: подчи­
ненный будет старателен.

6. "Поставьте себя на мое место". Нет, пожалуй, более
простого приема, чем этот. Самый простой, человечески до­
ступный способ проникновенного доказательства своей правоты
- это принудить собеседника, выразившего в чем-либо не­
согласие с Вами, стать на ваше место в качестве официально­
го лица или в качестве порядочного, честного человека. Тогда
спорящий быстро поймет, что решить в его пользу вопрос либо
невозможно (в связи с ограниченными правовыми компетен­
циями руководителя), либо противоправно, безнравственно.

Здесь особое место играет рефлексия - размышление (рас­суждение) за другого человека, способность мысленно поста­вить себя в психологическую ситуацию другого человека, ду­мать как бы за него, рассуждать "с его точки зрения", решать, став на его место, задавая себе ситуации, будучи на его ме­сте. Способность рефлексировать в себе образ мыслей, суж­дения других людей - показатель высокой культуры мышления руководителя.

Одни менеджеры с легкостью и удовольствием приме­няют в управленческой деятельности различные способы по­ложительного влияния на подчиненных, другие это делают с большим трудом, а третьим часто сделать просто не уда­ется, что в определенной мере связано с темпераментом и характером личности менеджера.

Характеристика основных видов темперамента.Вы­деляют следующие типы темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический.


Сангвиник. Надежен в любой работе, кроме монотонной, однообразной и медлительной. Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Целеустремлен и поэтому настойчиво и терпеливо добивается своей цели. Врабатывается сравнительно быстро, работает ритмично. Неудачи и ошибки его не расстраивают. Предпочитает самостоятель­ность и свободу действий.

В отношениях с сангвиником нельзя злоупотреблять дли­тельными поучениями и тщательным объяснением задач. Наи­более эффективно - спокойное и корректное к нему отношение.

Холерик. Проявляет излишнюю поспешность, недослушав объяснение, задает вопросы, стремится все схватить "на лету". В работе бывает очень старателен и увлечен, но, допустив несколько ошибок и встретив препятствия, может "остыть". При выполнении ответственных заданий у него может возникнуть повышенная напряженность и обостриться чувство ответствен­ности. Поэтому в нем нужно побуждать и укреплять уверен­ность в успехе, не допуская излишней самоуверенности.

Наиболее продуктивен холерик на цикличных работах, ког­да максимальное напряжение сил сменяется более спокойным периодом. Врабатываемость быстрая, но ритм работы нерав­номерный.

Для ярко выраженного холерика свойственно плохое са­мообладание. И здесь спокойствие и выдержка "охлаждают" холерика. Его неровное поведение нужно подвергать кор­ректной, но строгой критической оценке.

Флегматик. Наиболее подходит работа, в которой нет быстрых, разнообразных движений, темп работы средний.

Сильные стороны - усидчивость, выдержка, умение долго сохранять значительное напряжение. Готовится к работе об­стоятельно и тщательно, врабатывается сравнительно долго.

Наиболее успешно справляется с монотонной, однообраз­ной работой, настойчив. В обычной обстановке флегматика необходимо поторапливать, но поторапливать, не упрекая в медлительности, а подбадривая и помогая.

В случае упущений со стороны флегматика руководитель может требовать строго и даже жестковато.


Меланхолик. Сходен с флегматиком, но его отличает мед­лительность, хотя за этим скрывается большая эмоциональность, возбудимость и впечатлительность. Успешно работает в спо­койной и безопасной обстановке, не требующей быстрых, от­ветственных действий. Врабатывается относительно медлен­но, ритм работы сохраняет недолго, с "затуханиями". Может отвлекаться в мыслях или на незначительные внешние раздра­жители, допуская ошибки.

Успешно работает в одиночку, без частых контактов. Большое значение имеет для него настроение. Поэтому руководитель и товарищи по работе должны быть особенно внимательны, что­бы своевременно оказать ему поддержку и помощь. Только чувствуя такую помощь, меланхолик работает успешно.