Процесс принятия решений

В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.

Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколь­ко и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квали­фикации руководителя, ситуации, стиля руководства и культу­ры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.

Классический подход к принятию управленческого реше­ния состоит в соблюдении определенной процедуры и выполне­нии обязательных действий (рис. 8.1).

1. Постановка проблемы. У истоков любого решения на­ходится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблем­ной ситуации, т.е. в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке крите­риев решения.

Рис 8 1. Составные элементы процесса принятия управленческих решений

Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.


Обнаружение проблемы - это осознание того, что возник ло отклонение от первоначально установленных планов. Источники из которых менеджер может узнать о существовании пробле мы, включают в себя личный обзор и анализ информации общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнару­жении проблемы.

Оценка проблемы - это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и сте­пени ее серьезности.

2. Выявление ограничений и определение альтернатив.
Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации
силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.

Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраня­ющие причины проблемы,

3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются
альтернативные решения, дается их оценка и отбирается аль­
тернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбо­
ром альтернативы. На стадии реализации принимаются меры
для конкретизации решения и доведения его до исполнителей,
т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено
(реализовано).

5. Контроль за исполнением решения. В процессе конт­
роля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогаю­
щие реализовать решение полностью. С помощью контроля ус­
танавливается своего рода обратная связь между управляющей
и управляемой системами.