Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента

Управление персоналом - это комплексное, целенаправ­ленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творчес­кого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.

Как известно, менеджмент любого предприятия включает два основных аспекта.

Первый - это определение целей организации, разработка мероприятий по их осуществлению и соответственно контроль за результатами. В данном случае менеджмент направлен на решение материально-логических задач, организацию событий на предприятии и управление ими.

Второй аспект предполагает, что руководить предприяти­ем означает также и управлять людьми. В этой связи пред­ставляется, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников - одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы. Успех в этом деле обеспечивают функ­ционирование организации, а также жизненные потребности его сотрудников.


Первый и второй аспекты менеджмента тесно связаны между собой, поэтому противопоставлять их или отдавать предпочте­ние одному из них не имеет смысла. Это связано с целями стратегического менеджмента, потому что руководитель пред­приятия должен принимать правильные материально-логичес­кие решения, с одной стороны, направлять и стимулировать де­ятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач организации - с другой. Т.е. руководство организацией означа­ет также и руководство (управление) людьми в смысле воз­действия на отношения сотрудников в направлении выполнения ими поставленных целей.

Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопро­сов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособно­сти изменили требования к административно-управленческим работникам, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологичес­ких вопросах управления персоналом, повысило их роль в орга­низации.

Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело управленческих кадров немыслимы глубокие качествен­ные изменения в области менеджмента. Это связано с тем, что из чистого администратора, слепо выполнявшего команды "сверху", менеджер превращается в творческую личность, деятельность которой направлена на реализацию политики мотивации, приобретающей в переходный к рыночным отноше­ниям период решающее значение.

Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные обще­ства и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с админист­рацией для достижения общих целей. Это побуждает управлен­ческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу.

Требования творческого отношения менеджеров к произ­водству и управлению обусловили повышение их самостоятель-


ности и ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заин­тересованность в результатах коллективного труда.

Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и счита­ется основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенство­ванию технического прогресса, внедрению прогрессивных тех­нологий, модификации организационных структур, то в настоя­щее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.

Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способ­ности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в об­ласти управления персоналом постепенно происходит смеще­ние акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников. Функционировавшая в пери­од административно-командного управления система отучила многих менеджеров брать на себя ответственность за прини­маемые решения, что не могло не сказаться на уровне эконо­мического мышления управленческих кадров. При подборе кадров профессионализм, как правило, не учитывался. Нередко подби­рались "удобные" менеджеры, а умение "выбивать" ресурсы считалось чуть ли не важнейшим качеством руководителя. В то время это было оправданно, так как вышестоящая органи­зация вместе с полным набором управляющих директив направ­ляла на предприятие и подобранного ею руководителя, который выступал в роли представителя вышестоящих органов руководства (в том числе и партийного) и в своей деятельности ориентиро­вался главным образом на выполнение их указаний.

Происходящие изменения в экономике преобразуют и под­ходы в области управления человеческими ресурсами. Появ­ляются руководители нового типа, мышление и стиль работы


которых в определенной мере соответствует новым задачам и условиям развития организаций.

Значительно повышается и роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратегии организации в направлении управления персоналом.