Таким образом, принципы управления можно предста­вить как основополагающие идеи, закономерности и пра­вила поведения руководителей по осуществлению управ­ленческих функций.

Принципы менеджмента

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основ­ных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

Существует несколько подходов к классификации принци­пов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О'Доннелом в книге "Принципы управления: анализ управ­ленческих функций" (шестое издание переведено в 1981 г. на русский язык под названием: "Управление: системный и ситу­ационный анализ управленческих функций"). Авторы рассмат­ривают десять принципов планирования; пятнадцать - органи­зации; десять - мотивации и четырнадцать - контроля.

Впервые принципы рационального управления были сфор­мулированы в 1912г. американским менеджером Г. Эмерсо­ном в книге "Двенадцать принципов производительности". Од­нако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место сре­ди принципов управления, во всяком случае на то время, пока практика подтверждает его эффективность.


В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает сво­его рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаи­мозависимостей и открытости собственной структуры или си­стемы в целом.

Принцип многофункциональности - менеджмент охва­тывает различные аспекты деятельности: материальные (ре­сурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысло­вые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегри­роваться различные способы отношений и взгляды сотрудни­ков, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

Принцип ориентации на ценности - менеджмент вклю­чен в общественный окружающий мир с определенными пред­ставлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это не­обходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы еще В.И. Лениным и многие их них не потеряли значения и в наши дни, а в рыночной экономике значимость их неизмеримо воз­росла.

Основным частным принципом менеджмента является прин­цип оптимального сочетания централизации и децентра­лизации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном рас­пределении (делегировании) полномочий при принятии управ­ленческих решений.

Принципы сочетания централизации и децентрализации предполагают необходимость умелого использования единона-


чалия и коллегиальности в управлении. Сущность единонача­лия состоит в том, что руководитель конкретного уровня уп­равления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного соотношения между единоначаль­ником и коллегиальностью составляет одну из важнейших за­дач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предпо­лагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содер­жание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленчес­ких решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в пер­спективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перс­пективных планов) все звенья организации. План рассматрива­ется как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответствен­ности предполагает, что каждый подчиненный должен выпол­нять возложенные на него задачи и периодически отчитывать­ся за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.


Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при кото­рой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руковод­ства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответствен­но цели перед низшими звеньями ставятся органами более вы­сокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев орга­низации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи инфор­мация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректи­ровать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее ме­неджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рас­сматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, ин­тегрируют по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов современного менеджмен­та является демократизация управления - участие в управ­лении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложен­ные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

Согласно принципу государственной законности систе­мы менеджмента организационно-правовая форма фирмы дол­жна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства. 90


Принцип органической целостности объекта и субъек­та управления предполагает управление как процесс воздей­ствия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход, об­ратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы управ­ления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претер­певать коренных изменений. Устойчивость определяется преж­де всего качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

Задания

1.Попытайтесь проанализировать и понять весомость функций
управления: планирования и организации. Выясните роль каждой из них
в Вашей организации.

2. Обдумайте, какую роль в мотивации играют содержательные и
процессуальные теории. Предложите варианты использования их в практике
управления Вашей организацией.

3. Попробуйте применить теорию ожидания и справедливости в своей
организации. Обсудите полученные результаты.

4. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клелланда
и Герцберга. Выявите принципиальные различия. Выберите из Вашей
практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите, как в
ней будут работать различные теории мотивации.

5. Разработайте схему реализации процесса контроля в Вашей орга­
низации. Найдите и опишите ситуацию, где бы контроль отрицательно
воздействовал на людей.