Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определен­ных целей (цели), признается неформальной группой (орга­низацией).

Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Неформальные, или теневые, группы существуют в каж­дой организации. Они неизменно "вырастают" из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доми­нировали.

Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело фор­мальной организации может быть весьма существенным. И, когда задействовано большое количество людей, власть нео­фициальной группы заметно усиливается. Наиболее распрост­раненное использование и злоупотребление этой властью вы­ражается в форме неофициального общения (так называемый "тайный" телеграф). Ни одни новости не передаются так бы­стро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).

Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления име­ется немало примеров, когда организации были поставлены "на колени" несанкционированным менеджментом (сюда не вклю­чаются забастовки, так как они санкционированы профсоюзом и носят законный характер).

Несанкционированное установление производственных норм - это один из путей, благодаря которому неформальные груп­пы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нор­мами. Суть состоит в том, что неформальная группа может


работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить раз­витие организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

Влияние неформальных отношений может контролировать­ся, но, чтобы этого добиться, менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформаль­ная организация. Когда у менеджера возникает базовая моти­вация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей страте­гии поведения.

Для начала менеджер должен понять, что неформальные организации порождаются основным принципом человеческой психики: они образуются и развиваются тогда, когда люди вза­имодействуют между собой. В основе их деятельности лежит концепция малых групп. Взаимодействие порождает чувства, а из чувства рождается консенсус. Взаимодействие людей и составляет базис неформальной организации.