Античность

ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА

Этап характеризуется следующим:

— сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);

— чередуются республиканские и монархические формы правления;

— существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);

— экономическая деятельность представляет собой удел несвободных.

 

Особенность античного государства (Греция) заключается в том, что оно формируется на ограниченных территориях, не располагающих большими ресурсами для прокормления больших людских масс. Поэтому с прехождением предела численности народонаселения начинают развиваться формы государственного ее регулирования:

— ограничение рождаемости,

— отбраковка младенцев,

— убийство стариков.

Так, на острове Хиос существовал закон, повелевавший отравлять цикутой всех стариков свыше 60 лет, чтобы остальные не испытывали недостатка в пище.

В Спарте долгое время существовал обычай умерщвлять детей,[248] физические свойства которых не соответствовали предначертаниям законодателя (выражение Аристотеля);[249]

В Риме о лишении жизни младенцев, не отвечающих сложившимся стандартам, говорится в римских Законах XII таблиц;[250]

Есть основания полагать, что этот печальный обычай существовал и во многих других, если не в большинстве античных городов. Заметим, кстати, что эта норма ничем не противоречила ни состоянию права, ни нравственным заветам того времени, о чем свидетельствует то обстоятельство, что Аристотель закладывает ее в философские и правовые основания идеально устроенного государства: «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».[251]

Там, где предвидится рождение ребенка сверх установленного числа детей, обязательным требованием является аборт, о чем говорит все тот же Аристотель.[252]

Весьма распространенным явлением остается подкидывание детей (особенно девочек),[253] причиной чему в первую очередь оставались материальные соображения. Следы древнего обычая класть младенца в глиняный сосуд, (корзину из тростника и т.п.) и бросать на произвол судьбы мы находим и в Священном писании (жизнеописание Моисея),[254] и в сохраненных Геродотом легендах о персидском царе Кире.[255]

Греки со страхом думают о своей старости, и поэт едва ли шокирует сложившиеся представления, рисуя ее в весьма отталкивающем обличье:[256]

Одетый в рубище; зловонный тлен

Лохмотьев ветхих старческое тело

Его бесчестит; на главе слепца

Свободный ветер развевает космы

Нечесанных волос; а там, в суме

Несет он пищи нищенской остатки.

 

Все это вынуждает общину по достижении критической численности отселять часть молодежи за море, где они образуют колонии.

Именно в результате колонизации земель в VIII—VII вв. до н. э. и сложилось то, что мы называем греческим миром. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.

Даже само представление о едином греческом мире, родоначальнике новой цивилизации, возникает именно на этой волне колонизации. Ведь даже Гомер, говоря о греках, еще не дает им обобщающего имени; впервые это важное обстоятельство подмечает Фукидид: