Вергилий о назначении Рима

Гораций о Риме

…пусть Капитолий, блеск

Бросая вокруг, и грозный

Рим покоряет парфян законам.

Внушая страх, он пусть простирает власть

До граней дальних...

 

В законченной поэтической форме об этом пишет Вергилий:

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды— не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных![232]

 

Надо думать, что именно эти идеи и должны были вбиваться в головы юношества.

Сколь бы ни говорили о мире древние и все последующие просветители, именно война становится единственной формой существования европейского государства. Она ведется всеми его институтами:

— всей системой выдавливания предельно возможных объемов живого труда как из своих собственных подданных, так и из покоренных народов;

— правовой системой, дающей возможность отчуждать также и труд своих союзников;

— государственной идеологией;

— наконец, всей системой физического, интеллектуального, нравственного воспитания и образования гражданина, которая позволяет не только поставить в строй его тело, но и мобилизовать его душу, использовать весь его нравственный и культурный потенциал.

И уже только потом в действие вступает собственно оружие. Именно такой — профессиональный — подход к организации тотальной войны ставит Европу вне всякой конкуренции с Востоком.

Для того, чтобы достичь такого положения вещей, нужно создать нового человека: образцовому государству нужен образцовый гражданин, проникшийся духом его идеологии и усвоивший ключевые достижения самой передовой культуры. Поэтому воспитание неотделимо от образования.

О том, как создается такой гражданин, можно судить по следующему историческому преданию.

Спарта, терпя поражение за поражением во Второй Мессенской войне (685—668 до н. э.), обратилась, по совету оракула, к Афинам с просьбой дать им полководца (великолепные воины, они долгое время страдали отсутствием хороших стратегов). Афиняне в насмешку послали им хромого школьного учителя. Но произошло чудо. Далекий от всего того, что составляет таланты военачальника учитель, кроме всего прочего, оказался поэтом и сумел воспламенить сердца спартанцев своими песнями, вдохнул в них несокрушимую отвагу и тем доставил торжество над врагами. Что здесь от истины, что от извечного соперничества великих греческих городов,— не нам судить. Но как бы то ни было, не одни только спартанцы, но и сами афиняне находили его стихи как нельзя более лучшими для воспитания своего юношества.