Альфред Крупп.

Капиталистическое общество

САНКЮЛОТЫ.

(от франц. sans — «без» и «culotte» — короткие штаны), термин времен Великой французской революции.

В русском переводе часто применяется в значении «голодранец».

В действительности аристократы называли санкюлотами представителей городской бедноты, носивших в отличие от дворян не короткие, а длинные штаны. В годы якобинской диктатуры санкюлоты — самоназвание революционеров. Поэтому современный смысл — это «не имеющий смокинга».

Но от «не имеющего смокинга» до нищего, бедствующего под парижскими мостами, — дистанция огромного размера.

Санкюлоты — это третье сословие. Но в третьем сословии:

— состоятельные врачи, имеющие хорошую клиентуру (Марат),

— адвокаты, имеющие неплохие гонорары (Робеспьер),

— влиятельные журналисты, кумиры парижской публики (Демулен),

— видные писатели, перед которыми заискивают даже короли (Дидро, Вольтер).

Многие из них имеют свои дома, свои выезды.

«Фабрика», оставшаяся после Фридриха [отца основателя крупповской империи, Альфреда Круппа.—Е.Е.], состояла из полуразвалившегося строения <…> В этом сарае слонялись без дела пятеро брюзжащих рабочих, уже длительное время не получавших заработной платы.[160] «Когда в 1870 г. разразилась война между Германией и Францией и пушки Крупа разгромили империю Наполеона III, Альфред был на вершине своего могущества. На его заводах было занято более 10 тыс. рабочих, и, как неограниченный властитель, он управлял крупнейшим промышленным комплексом Германии».[161] А в промежутке между 1826 и 1870 гг. было все: и изнурительный труд будущего магната, и напряженный научный поиск, сделавший его одним из крупнейших экспертов сталелитейного ремесла, и непрерывное изобретательство, и, конечно же, кража чужих патентов.

Если Альфред Крупп начинал с полуразвалившегося сарая, то закат своей жизни он встречает на вилле «Хюгель». Это был,— пишет его биограф,— огромный величественный дворец со 180 помещениями, строительный материал для которого завозился аж из далеких каменоломен Шантильи под тогда враждебным Германии Парижем.[162]

Кто он? Акула капитализма или принужденный к каторжному труду галерный раб? А ведь все это в одном лице На разных этапах жизненного цикла это один и тот же человек. (О жизненном цикле разговор пойдет позднее, в контексте статусов и социализации).