Образовательные технологии
Тема 7. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Система и формы государственного контроля за соблюдением законности, обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности. Сущность, правовая основа и субъекты, осуществляющие контроль и надзор в оперативно-розыскной деятельности. Контроль государственных органов и должностных лиц за соблюдением законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью, их виды и компетенция. Сущность и правовая основа прокурорского надзора и его значение для обеспечения законности в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Формы прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
Сущность, правовая основа и значение судебного контроля в обеспечении законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Контроль суда за законностью подготовки, поведения и использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан. Ведомственный контроль за соблюдением законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Прокурорский надзор в механизме комплексного соблюдения законности, прав и свобод, а также иных законных интересов граждан, вовлеченных в процесс оперативно-розыскной деятельности. Предмет прокурорского надзора за ОРД. Соблюдение законов в процессе проведения ОРМ, при проверке заявлений и сообщений граждан о преступлениях, обеспечение прав сотрудников органов, осуществляющих ОРД, лиц, оказывающих содействие в процессе ОРД, а также лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскных отношений случайно, в силу сложившихся отношений. Типичные нарушения законности в практике оперативно-розыскной деятельности, выявляемые в ходе надзора и пути их устранения.
Учебный процесс происходит с использованием разнообразных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические методы передачи информации, проблемные лекции и др.); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (дискуссии и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального и фронтального, устного и письменного опроса, экзамена). Широко (более 20% аудиторных занятий) используются активные и интерактивные формы проведения занятий: ситуационный анализ, ролевые игры, эвристические технологии, социально-психологические тренинги, тестирование. Предусмотрены встречи с сотрудниками правоохранительных органов.
При проведении занятий могут быть использованы задания, приведённые в разделе 7«Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины», а также самостоятельные разработки, являющиеся составной частью учебно-методического комплекса дисциплины.