МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА

ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА

АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ

1) Какую роль в появлении эмоциональной дезадаптации играют возрастные кризисы и стрессовые ситуации?

2) Назовите признаки эмоционального стресса — на физиологическом и поведенческом уровне. .

3) Каковы проявления эмоциональной дезадаптации в учебной деятельности и в отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми?

4) Что называется фазой «дистресса» в развитии эмоциональной дезадаптации?

5) Чем отличается причинный подход -от описа-тельно-симптомологического в диагностике эмоцио-

Приложения

нальной дезадаптации?

6) Как и при каких условиях акцентуации характера трансформируются патологические черты характера?

7) Как можно локализовать источник внутреннего конфликта с помощью беседы и проективных методик?

8) В чем специфика школьной дезадаптапии по отношению к общему случаю эмоционально-личностной дезадаптации?

9) Как взаимодействуют между собой уровень притязаний (самооценка) учащегося и присущая его индивидуальности форма кривой обучаемости?

10) Опишите пример дисгармонии развития познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка.

1) Почему при диагностике асоциального поведения подростка не срабатывают обычные тест-опросники?

2) Каковы основные задачи в диагностике отклоняющегося поведения?

3) Какие особенности поведения и системы представлений подростков лежат в основе «поиска пределов допустимого»?

4) Что такое отсчет от нормативов при диагностике величины отклонения? Как определяются эти нормативы?

5) Какие барьеры должен преодолевать психодиагност при установлении контакта с подростком?

6) Какую роль играют слова-представления (лич-

Основы психодиагностики

ностные конструкты) в становлении сознания и самосознания подростка?

7) Опишите общую схему методик «соотнесение качеств» и «самооценка-самовыражение».

- .. ■ . ■■-.•'.■ .: :, .О ■■'

1) Какое значение имеют межличностные отношения в-классе для школьника? '.'

2) Чем неформальная структура отношений в коллективе отличается от формальной?

3) Что такое социально-психологический статус и как его измерить?

4) Опишите социометрическую методику и приведите пример социометрических критериев.

б) Чем различаются «звезды» и «лидеры» в классе?

6) Опишите различные возможные типы социально-психологической структуры класса.

7) Чем различаются взаимоотношения в классе в младшем, среднем и старшем школьном возрасте?

8) Опишите этапы развития группы — по Стен-форду—Роарку, А. В. Петровскому и Л. И. Уман-скому.

9) Чем отличаются группа-коллектив и группа-корпорация?

10) Какова роль учителя в формировании коллектива класса на разных этапах его становления?

Приложения