ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
■
1) Какие новые направления в психологии, возникшие на рубеже XIX и XX веков, предшествовали появлению психодиагностики?
2) Какой вклад в становление тестологии внесли Гальтон, Кэттелл и Бине? .
3) Чем отличается понятие «умственный возраст» от понятия «хронологический возраст»?
4) Что такое шкала IQ и каковы ее параметры — среднее и стандартное отклонение?
5) Что такое «генеральный» фактор интеллекта и как он проявляется в различных тестах общих и специальных способностей?
6) Что такое факторный анализ и какова его роль в психодиагностике?
7) Каковы главные функции психодиагностики в рамках психотехники?
8) Кто впервые ввел в обиход термин «психодиагностика»?
9) Каково происхождение и специфика методов личностной психодиагностики — опросников и проективных методик?
10) В чем заключаются основные тенденции развития зарубежной психодиагностики во второй по-
-
Приложения
ловине XX века?
11) В чем заключается вклад Г. И. Россолимо в отечественную и мировую психодиагностику?
12) В чем проявились недостатки раннего опыта использования тестов в практике довоенной советской педологии и психотехники?
13) Какую роль выполняла отечественная психофизиология в период гонения на тестологию в СССР?
14) Каковы общественно-политические факторы, затруднявшие развитие психодиагностической науки и практики в СССР?
■
*
I
1) Дайте поведенческое определение «черты личности» ♦
2) Чем различаются стилевые и мотивационные черты?
3) Чем различаются темперамент и характер?
4) В чем сходство Большой пятерки факторов характера и типологии темперамента по Гиппократу?
б) В чем разница между глобальными и локальными факторами характера?
6) Чем обусловливается возможное несовпадение потребности и мотива поведения?
7) Как складываются интересы, в чем их отличие от мотивов?
8) Чем различаются между собой общие, частные и специальные способности?
9) Чем склонности отличаются от интересов?
10) В чем специфика эмоциональных состояний в отличие от функциональных состояний?
Основы психодиагностики
11) Как влияют межличностные отношения в группе на развитие сознания и самосознания?
■
1) В чем различие в двух подходах к выработке профессиональных норм и стандартов — ведомственном и профессионально-корпоративном (основанном на нормотворческой функции Психологического общества)?
2) Каким образом процедуры профессиональной аттестации специалистов обеспечивают квалификационные стандарты в психодиагностической практике?
3) Все ли психолого-педагогические методики требуют одинаково высокой квалификации исполнителя?
4) Каким образом сертификация методик способствует сохранению «профессиональной тайны»?
5) Почему предупреждение о целях и задачах психодиагностического обследования является главным условием обеспечения суверенных прав личности?
6) Какой профессионально-этический критерий обеспечивает доброжелательно-нейтральный стиль общения психодиагноста с испытуемым?
7) Кому и как психолог-диагност может сообщать полученную им психодиагностическую информацию об испытуемом?
- *