ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

КЛАССИФИКАЦИЯ

ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1) Какие новые направления в психологии, возникшие на рубеже XIX и XX веков, предшествовали появлению психодиагностики?

2) Какой вклад в становление тестологии внесли Гальтон, Кэттелл и Бине? .

3) Чем отличается понятие «умственный возраст» от понятия «хронологический возраст»?

4) Что такое шкала IQ и каковы ее параметры — среднее и стандартное отклонение?

5) Что такое «генеральный» фактор интеллекта и как он проявляется в различных тестах общих и специальных способностей?

6) Что такое факторный анализ и какова его роль в психодиагностике?

7) Каковы главные функции психодиагностики в рамках психотехники?

8) Кто впервые ввел в обиход термин «психодиагностика»?

9) Каково происхождение и специфика методов личностной психодиагностики — опросников и проективных методик?

10) В чем заключаются основные тенденции развития зарубежной психодиагностики во второй по-

-

Приложения

ловине XX века?

11) В чем заключается вклад Г. И. Россолимо в отечественную и мировую психодиагностику?

12) В чем проявились недостатки раннего опыта использования тестов в практике довоенной советской педологии и психотехники?

13) Какую роль выполняла отечественная психофизиология в период гонения на тестологию в СССР?

14) Каковы общественно-политические факторы, затруднявшие развитие психодиагностической науки и практики в СССР?

*

I

1) Дайте поведенческое определение «черты личности» ♦

2) Чем различаются стилевые и мотивационные черты?

3) Чем различаются темперамент и характер?

4) В чем сходство Большой пятерки факторов характера и типологии темперамента по Гиппократу?

б) В чем разница между глобальными и локальными факторами характера?

6) Чем обусловливается возможное несовпадение потребности и мотива поведения?

7) Как складываются интересы, в чем их отличие от мотивов?

8) Чем различаются между собой общие, частные и специальные способности?

9) Чем склонности отличаются от интересов?

10) В чем специфика эмоциональных состояний в отличие от функциональных состояний?

Основы психодиагностики

11) Как влияют межличностные отношения в группе на развитие сознания и самосознания?

1) В чем различие в двух подходах к выработке профессиональных норм и стандартов — ведомственном и профессионально-корпоративном (основанном на нормотворческой функции Психологического общества)?

2) Каким образом процедуры профессиональной аттестации специалистов обеспечивают квалификационные стандарты в психодиагностической практике?

3) Все ли психолого-педагогические методики требуют одинаково высокой квалификации исполнителя?

4) Каким образом сертификация методик способствует сохранению «профессиональной тайны»?

5) Почему предупреждение о целях и задачах психодиагностического обследования является главным условием обеспечения суверенных прав личности?

6) Какой профессионально-этический критерий обеспечивает доброжелательно-нейтральный стиль общения психодиагноста с испытуемым?

7) Кому и как психолог-диагност может сообщать полученную им психодиагностическую информацию об испытуемом?

- *