ПОСЛЕСЛОВИЕ
В пособии описаны наиболее часто встречающиеся нарушения голоса, которые устраняются приемами фонопедии.
Проблемы расстройств голоса и их коррекции составляют самостоятельный учебный курс в программе обучения логопедов дефектологических факультетов педагогических вузов. Однако в небольшом пособии нам не представлялось возможным осветить все многообразие голосовых расстройств.
В фониатрии и фонопедии имеется немало нерешенных проблем. Сам феномен порождения голоса до сих пор до конца не изучен, хотя в этом направлении давно работают исследователи разных областей знаний.
Из существующих трех теорий голосообразования каждая содержит рациональное начало, но полностью не отвечает на вопрос о том, что представляет собой такое явление, как человеческий голос, как он формируется, почему одни обладают певческим голосом, в то время как большинство людей со здоровой, полноценной гортанью вокальными данными не обладают.
Не выяснены и многие причины появления голосовых нарушений. Из этого следует, что и врачи, и логопеды, подбирая адекватные приемы коррекции голосового дефекта, иногда идут как бы на ощупь. Приведем пример. Подростку была удалена опухоль, невринома, образовавшаяся по ходу нерва на шее. В результате операции возникли паралич языка (периферическая дизартрия), парезы мягкого нёба и одной половины гортани. При сохранении физиологических механизмов речи человек полностью был лишен коммуникативной функции. Он обращался во многие учреждения и нигде не получал помощи. Логопеды не готовы работать с людьми, имеющими полиморфные расстройства. Но в силу разных причин таких нарушений становится все больше, и нам необходимо быть к этому профессионально готовыми.
Нередко при мозговых катастрофах развивается афазия с нарушением голоса, а иногда лишь одно нарушение голоса. Здесь требуется не только коррекция афазии, но и восстановление голосообразования. В подобных случаях фонопедия приобретает особую специфическую направленность, учитывающую поражение центральной нервной системы. И, вероятно, при разработке приемов коррекции сложится фонопедическая методика с целенаправленным подходом к дефекту, с какими-то новыми технологиями. И каждый раз на любом приеме убеждаешься, что проблемы голосовой патологии значительно шире, чем они представляются даже нам, специалистам, работающим в области коррекции нарушений речи.
В заключение хочу подчеркнуть, что сами логопеды должны обладать выносливыми и даже красивыми голосами. А всем людям хорошо бы слышать и обращать внимание на то, каким голосом говорит их собственный ребенок, их учащиеся и даже просто окружающие их современники.
К. Г. Паустовский в одном из своих рассказов писал: «Это был голос низкий, чистый, открытый. Петров подумал, что на такой голос можно идти, как на далекий зов — через пустыни, непроглядные ночи, ледяные перевалы, — идти, сбивая в кровь ноги, а когда не хватит сил, то упасть и ползти. Лишь бы увидеть, схватиться за косяк двери, сказать: "Вот... я пришел... Не прогоняйте меня". Есть голоса, как обещание счастья» («Белая радуга». — М., 1945).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Внимательно прочитайте задание и выберите правильные ответы.
Задание 1. Перечислите основные функции гортани.
1. Дыхательная, пищеводная, голосообразовательная.
2. Рефлекторная, защитная.
3. Голосообразовательная, рефлекторная.
4. Дыхательная, голосообразовательная, защитная.
Задание 2. Укажите объективные характеристики голоса.
1. Частота основного тона.
2. Способ голосоподачи.
3. Сила голоса.
4. Тембр.
5. Тоновый диапазон.
6. Динамический диапазон.
Задание 3. Назовите наиболее физиологичный способ голосоведения.
1. Придыхательная атака звука.
2. Твердая атака звука.
3. Мягкая атака звука.
Задание 4. Какой акустический признак характеризует высоту голоса?
1. Способ голосоподачи.
2. Сила голоса.
3. Частота колебаний голосовых складок.
4. Окраска голоса.
Задание 5. По какому свойству узнают голос знакомого человека?
1. Специфическому резонированию.
2. Частоте основного тона.
3. Силе звучания.
4. Тембру.
Задание 6. Какие физиологические механизмы формируют тембр голоса?
1. Колебания голосовых складок.
2. Резонаторные явления.
3. Изменения частоты основного тона.
4. Увеличение силы подскладочного давления воздуха.
5. Возбуждение лицевого и тройничного нервов при фонации.
Задание 7. Укажите наиболее продуктивный тип фонационного дыхания.
1. Верхнереберное.
2. Среднереберное.
3. Реберно-брюшное.
Задание 8. В какой теории голосообразования ведущая роль отводится центральной нервной системе?
1. Мукоондуляторной.
2. Нейрохронаксической.
3. Миоэластической.
Задание 9. Укажите признаки мутационных изменений в гортани у юношей.
1. Уменьшение угла между пластинками щитовидного хряща, выступающий верхний край щитовидного хряща.
2. Увеличение подъязычной кости.
3. Ярко гиперемированная слизистая гортани, несмыкание голосовой щели, уменьшение силы и тембра голоса.
4. Болезненное глотание.
5. Кашель.
Задание 10. Выберите из перечисленных симптомов и клинических признаков те, которые будут соответствовать состоянию голоса при патологической мутации.
1. Неподвижность левой половины гортани.
2. Скопление слизи на голосовых складках.
3. Гиперемия слизистой оболочки гортани.
4. Узелки на голосовых складках.
5. Несмыкание голосовых складок по типу треугольника в заднем отделе.
6. Отсутствие голоса.
7. Ощущение дискомфорта в глотке и гортани.
8. Утомляемость голоса.
9. Неустойчивость голоса, соскальзывание голоса с низких тонов на фальцет.
10. Сужение динамического диапазона голоса.
Задание 11. Отберите из перечисленных форм нарушений голоса в первую группу органические, во вторую — функциональные.
1. Дизартрии.
2. Парезы и параличи гортани.
3. Фонастении.
4. Миопатические парезы.
5. Хронические ларингиты.
6. Психогенные афонии.
7. Расщелины нёба.
8. Состояния после удаления гортани.
9. Афазии.
10. Заикание.
11. Патологическая мутация.
Задание 12. Определите причину нарушения голоса на основании следующих жалоб: очень тихий, охрипший голос, поперхивание, желание постоянно откашливаться, утомление при разговоре. Картина гортани при ларингоскопии: неподвижность правой половины гортани, при фонации правая голосовая складка не доходит до средней линии (интермедиальная позиция), полностью неподвижна и слегка провисает, продолжительность фонации резко снижена.
Задание 13. Выделите три направленности коррекционной работы при восстановлении голоса. В первую — отнесите задачи общие для всех форм патологии, во вторую — при гипотонусных нарушениях, в третью — при гипертонусных.
1. Активизация нервно-мышечного аппарата гортани.
2. Рациональная психотерапия.
3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
4. «Подгонка» возвратного импеданса.
5. Мягкая атака звука.
6. Твердая атака звука.
7. Придыхательная атака звука.
8. Координация дыхания и фонации.
9. Снятие мышечных зажимов.
10. Расширение диапазона голоса.
11. Расширение динамического диапазона голоса.
Задание 14. Укажите на соответствие терминов, обозначенных цифрами и буквами: 1 — органические нарушения голоса; 2 — функциональные нарушения голоса:
а) хронические ларингиты, узелки певцов, парез гортани;
б) фонастения, миопатический парез, функциональная афония, патологическая мутация;
в) опухоль, папилломатоз, удаление гортани.
Задание 15. Больной 42 лет, страдающий опухолью левого легкого, направлен на консультацию по поводу охриплости. При осмотре гортани признаков воспаления и опухолевидного роста не обнаружено, левая половина гортани неподвижна. Выберите правильный диагноз (ответ).
1. Парез голосовых мышц.
2. Паралич возвратного или нижнегортанного нерва.
3. Дисфония.
4. Миопатический парез.
Задание 16. Назовите нерв, осуществляющий: а) чувствительную иннервацию гортани; б) двигательную иннервацию гортани.
1. Нижний гортанный или возвратный нерв.
2. Верхний гортанный нерв.
Задание 17. В структуру каких речевых расстройств входят нарушения голоса?
1. Дислалия.
2. Афазия.
3. Ринолалия.
4. Дизартрия.
5. Алания.
6. Заикание.
Задание 18. Укажите, форму хронического ларингита, при которой наиболее тяжело нарушается голос.
1. Субкомпенсированная.
2. Декомпенсированная.
3. Компенсированная.
Задание 19. Какие коррекционные приемы не следует применять при хроническом ларингите?
1. Коррекция дыхания.
2. Мягкая атака звука.
3. Дутье в губную гармошку.
4. Твердая атака звука.
5. Массаж передней поверхности шеи.
Задание 20. Какие приемы коррекции следует применять при обучении пищеводному голосу?
1. Подача голоса «в маску».
2. Подгонка возвратного импеданса.
3. Дыхательные упражнения.
4. Мягкая атака звука.
5. Активизация верхнего отдела пищевода.
6. Дутье в губную гармошку.
Задание 21. Определите нарушение голоса (диагноз) по перечисленным признакам.
1. Голос звучный, тембр не изменен.
2. Патологических изменений в гортани не выявлено.
3. При голосовой нагрузке появляется утомление.
4. При голосовой нагрузке падает сила голоса, появляется осиплость.
Задание 22. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для функциональной (психогенной) афонии.
1. Охриплость голоса.
2. Неподвижность половины гортани.
3. Изменчивость формы несмыкания голосовых складок.
4. Гиперемия слизистой оболочки гортани.
5. Отсутствие голоса.
6. Сужение динамического диапазона.
7. Наличие звучного кашля.
Задание 23. Какие из перечисленных приемов логопедической работы используются для коррекции голоса при спастических нарушениях?
1. Дутье в губную гармошку.
2. Формирование твердой атаки голосоподачи.
3. Становление костно-абдоминального дыхания.
4. Использование придыхательной атаки звука.
5. Артикуляционные упражнения.
6. Формирование мягкой голосоподачи.
Задание 24. Распределите перечисленные симптомы в две группы. В первую отнесите признаки гипотонусных нарушений голоса, во вторую — гипертонусных.
1. Стойкое несмыкание голосовой щели по типу овала.
2. Включение в фонацию вестибулярных складок.
3. Слабый охриплый голос.
4. Выраженная дискоординация дыхания и фонации.
5. Постоянное использование твердой атаки звука.
6. Напряжение артикуляционного аппарата.
7. Сдавленный прерывающийся голос.
8. Сильная голосовая утомляемость.
9. Состояние тетануса голосовых складок.
Задание 25. Укажите, какие из перечисленных нарушений голоса относятся к профессиональным.
1. Парез одной (двух) половин гортани.
2. Спастическая дисфония.
3. Вентрикулярный (продуцируемый вестибулярными складками) голос.
4. Фонастения.
5. Узелки певцов.
6. Состояние после удаления гортани.
7. Гипотонусные дисфонии (миопатические парезы).
8. Хронический ларингит.
Задание 26. Выберите мероприятия, которые послужат снятию усталости голосового аппарата и сохранению полноценного голоса.
1. Режим молчания.
2. Увеличение силы голоса при речевой нагрузке.
3. Использование мягкой атаки звука.
4. Владение костно-абдоминальным дыханием.
5. Использование придыхательной атаки голоса.
6. Специальные функциональные тренировки голосового аппарата.
7. Рациональное распределение голосовой нагрузки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Здесь мы приводим комплексы физических упражнений, составленные врачом лечебной физкультуры Э. Я. Золотаревой, которые постоянно и широко используются логопедами в коррекционно-восстановительной работе[7].