Двигатель

Вентильный электропривод переменного тока.

В настоящее время в промышленности используется другая разновидность приводов с самоуправляемыми синхронными двигателями с постоянными магнитами на роторе, за которой в отечественной технической литературе закрепились названия «вентильный электропривод» и «вентильный двигатель». Они выпускаются серийно на мощности до нескольких десятков кВт.

Общими отличительными признаками, свойственными всем самоуправляемым синхронным двигателям с постоянными магнитами на роторе являются:

1) задание частоты питания ω0 равной, с учетом числа пар плюсов рП, частоте вращения ротора ω: ω0 = рПω, чем обеспечивается работа в синхронизме в любой момент времени;

2) наличие датчика положения ротора, измеряющего текущие значения угла поворота и частоты вращения ротора;

3) электронный коммутатор напряжения питания обмоток статора.

Статор вентильных двигателей конструктивно аналогичен статору асинхронного двигателя. Обмотки статора выполняются трехфазными или двухфазными с числом пар полюсов, равным числу пар полюсов ротора. Отечественная промышленность выпускала двухфазные двигатели типа ДБМ (двигатель бесконтактный моментный). Однако в настоящее время в связи с подавляющим распространением преобразователей частоты основным исполнением ведущих отечественных и зарубежных фирм стали трехфазные двигатели. Это позволяет использовать одни и те же преобразователи частоты как с асинхронными, так и с вентильными двигателями.

Большинство фирм выпускают двигатели с числом пар полюсов рП = 3, поперечное сече-

ние которого показано на рис. 3. Пакеты железа статора 1 и ротора 3 набраны из листов электро-технической В пазах статора 2 укладывается его обмотка. Постоянные магниты 4 наклеены на поверхность пакета ротора. Листы стали ротора имеют отверстия 5, вырубаемые при штамповке При сборке пакета ротора в нем образуются продольные каналы и благодаря им уменьшают-ся масса и момент инерции ротора, улучшаются

условия охлаждения.

Рис.2.20. Поперечное сечение двигателя.


Применение постоянных магнитов на роторе позволяет: 1) избавиться от щеточного контакта; 2) облегчить ротор и уменьшить его момент инерции; 3) из-за отсутствия нагреваемых обмоток на роторе облегчить проблему охлаждения.

Рис.2.21. Разрез синхронного двигателя с постоянными магнитами.

На рис.2.21 представлен разрез синхронного двигателя с постоянными магнитами с встроенными датчиком (резольвером) 5 и электромагнитным тормозом 6. Кроме них показаны: 1 – корпус статора; 2 – обмотка статора; 3 – пакет железа статора; 4 – ротор с постоянными магнитами, поперечное сечение которого показано на рис.2.20.