Виды аудиторского заключения.
Содержание и виды аудита. Услуги, сопутствующие аудиту.
Классификация видов аудита по основным признакам представлена ниже.
· По стадии развития:
o подтверждающий аудит — проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
o системно-ориентированный аудит — аудиторская проверка на основе анализа системы внутреннего контроля (СВК);
o аудит, базирующийся на риске — концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском.
· По характеру заказа:
o обязательный аудит — проводится в случаях, установленных законодательством или по поручению госорганов;
o инициативный (добровольный) аудит — осуществляется по решению экономического субъекта. Характер и масштабы такой проверки определяет заказчик.
· По сфере деятельности субъекта:
o общий аудит;
o банковский аудит;
o аудит страховых организаций;
o аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и прочей деятельности.
· По объекту проверки:
o внешний;
o внутренний.
· По периодичности проведения:
o первоначальный аудит — проводится аудитором (аудиторской организацией) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его СВК и др.;
o повторяющийся аудит — осуществляется аудитором (аудиторской организацией) повторно или регулярно.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы могут оказывать связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской деятельности.
17.4. Организация аудиторской проверки: планирование аудита, сбор аудиторских доказательств, формирование аудиторского заключения.
Порядок проведения аудиторской проверки, предшествующий формированию мнения аудитора, является предметом профессиональной компетенции аудитора и устанавливается аудиторской организацией.
Условно процесс проведения аудиторской проверки можно разделить на три основные этапа:
1) планирование;
2) сбор аудиторских доказательств;
3) завершение аудита.
На первом этапе аудитор:
· предварительно знакомится с заказчиком;
· оформляет свои отношения с заказчиком письмом о согласии на проведение аудита и договором возмездного оказания услуг;
· изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
· определяет существенность и риски предстоящей проверки;
· составляет общий план и программу аудита.
На основном (втором) этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля (аудиторские процедуры на соответствие) и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.
На последнем (третьем) этапе аудитор должен:
· завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла;
· подготовить письменную информацию руководству заказчика по результатам проведенного аудита;
· сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика;
· подготовить по установленной форме аудиторское заключение.
Такая схема (как и любая другая) лишь приблизительно отражает ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы аудита выполняются последовательно, некоторые идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации (аудируемого лица) может проводиться, в том числе, и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита — на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский файл приобретает законченный вид.
В результате проведения аудиторской проверки выдается аудиторское заключение.
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.
Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если:
а) на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
б) он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.
Модифицированное мнение может быть выражено аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (далее именуются "аудитор") в следующих формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения. Аудиторское заключение носит публичный (открытый) характер.
Аудиторское заключение должно содержать:
· наименование «Аудиторское заключение»;
· указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
· сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
· сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование СОА, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
· перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
· сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
· мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
· указание даты заключения.
Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору, и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
Вопросы к практическим занятиям:
1. Сущность аудита.
2. Основные критерии проведения обязательного аудита.
3. Права и обязанности аудиторских организаций.
4. Нормы профессиональной этики аудиторов.
Тесты для контроля (тема 17):
1. Аудируемое лицо - это:
а) только организации;
б) только индивидуальные предприниматели;
в) организации и индивидуальные предприниматели;
2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными:
а) для ауд. организаций, индивид. аудиторов и аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер;
б) только для аудируемых лиц;
в) только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
3. Обязательный аудит:
а) аудит по решению собрания акционеров;
б) аудиторская проверка, предусмотренная Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
в) аудит по решению руководства экономического субъекта.
4. Одним из критериев обязательной аудиторской проверки является:
а) объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 400 000 раз МРОТ;
б) сумма активов баланса, превышающая в 60 000 раз на конец года установленный законодательством МРОТ;
в) сумма активов баланса, превышающая 60 000 000 рублей по состоянию на конец предшествующего отчетному год.
5. Какие из приведенных ниже сопутствующих аудиту услуг совместимы с проведением у аудируемого субъекта обязательной аудиторской проверки во всех случаях:
а) ведение бухгалтерского учета;
б) восстановление бухгалтерского учета;
в) проведение курсов по повышению квалификации экономического персонала.
6. Внешний аудитор должен действовать в интересах:
а) всех пользователей финансовой отчетности;
б) экономического субъекта;
в) государственной налоговой службы.
7. Аудируемая организация вправе самостоятельно выбрать аудитора или аудиторскую фирму:
а) да;
б) нет;
в) да, за исключением аудиторских проверок по поручению государственных органов.
8. Что такое инициативный аудит?
а) аудит, проводимый по инициативе госоргана;
б) аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта;
в) аудит, проводимый по инициативе аудитора.
9. Какие организационно-правовые формы могут иметь аудиторские фирмы:
а) любые;
б) любые, кроме ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия;
в) любые, кроме ООО.
10. По результатам проведенного аудита аудитор пришел к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не является критически существенным и глубоким. В этом случае аудитор должен сформировать в аудиторском заключении:
а) мнение с оговоркой;
б) отказ от выражения мнения;
в) отрицательное мнение.
Ключ к тестам:
Тема 1 | б | а | а | а | а,б,д,ж | б,в,д,е | г | а,б,д | в | в |
Тема 2 | б | г | а | г | а | б | б | б | а | г |
Тема 3 | г | г | в | б | г | а | б | в | а | б |
Тема 4 | б | а | а | б | а | г | а,в | в | г | г |
Тема 5 | б | а | а | б | в | а | в | а | а | в |
Тема 6 | а | б | б | в | а | б | а | б | а | г |
Тема 7 | а | в | б | в | а | д | а,в,ж | в | б | а |
Тема 8 | а | г | б | в | в | б | в | г | г | в |
Тема 9 | в | а | б | а | в,д | а,б,в | в,г,д, | г | в | г |
Тема 10 | г | б | г | а | б | б | а | а | ||
Тема 11 | г | а | б | а | в | б | б | б,в | а | а |
Тема 12 | б | а | в | б | в,г | б,в,д | а,г | а | д | в |
Тема 13 | в | а,б | а,б,в,г,е,з | г | а,б,в,г,ж | в | г | а,г,д,е | а,в,д,е | а,в,д |
Тема 14 | г | а | в | г | а | б | б | г | а | б |
Тема 15 | а | б | б | в | а | в | в | б | а | а |
Тема 16 | а | б | б | б | в | в | а | б | в | в |
Тема 17 | в | а | б | в | в | а | в | б | б | а |
Перечень использованных источников:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012), (с изм. и доп., вступающими в силу с 24.05.2012)
2. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О бухгалтерском учете" – утрачивает силу с 1 января 2013 года.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (начало действия документа - 01.01.2013 г.)
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 66н от 02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
5. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 г. №106н.
6. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 г. №26н.
7. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 г. №44н.
8. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утверждено приказом Минфина России от 06.07.19999 г. №43 в ред. – 08.11.2010 г. №142н.
9. Положение по бухгалтерскому учету 19/02 «Учет финансовых результатов» утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 №126н.
10. Положение по бухгалтерскому учету 23.2011 «Отчет о движении денежных средств» утверждено приказом Минфина России от 02.02.2011 г. №11н.
11. Положение по бухгалтерскому учету 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №107н.
12. Положение по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов» утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 г. №153н.
13. Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. №32н.
14. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н.
15. Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ»
16. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 13.06.1995 г., в ред.- 08.11.2010 №142н.
17. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 г. №94н, с изм.
18. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М. Издательский дом «Социальные отношения», 2007. – 512с. ISBN 5-94907-017-8
19. Парушина Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие. – М.: ИД «Форум», 2009. – 560 с., ISBN 978-5-8199-0385-8
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2009. – 536 с.,
21. Шатунова Г.А., Корнеева Т.А.т Основы бухгалтерского учета: учеб. Пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г. – 200с. ISBN 5-88103-148-2
22. Шатунова Г.А. Бухгалтерский финансовый учет в схемах и таблицах/ Шатунова Г.А., Корнеева Т.А., Архипова Н.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Эксмо, 2010. – 512с. ISBN 978-5-699-40187-1
23. www.consultant.ru
24. www.diplomilirist.ru
25. www.uchebniki-online.com
26. http://инфо-право.рф
Справочные материалы (Приложение)
Приложение 1