Анализ доходов, расходов и финансовых результатов предприятия. Рентабельность продаж продукции. Анализ рентабельности активов.

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется в виде прибыли или убытка, определяемого как разница между полученными доходами и произведенными расходами организации.

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия еще как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

· показатели, характеризующие окупаемость издержек произ­водства и инвестиционных проектов;

· показатели, характеризующие рентабельность оборота;

· показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализа­ции (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп):

.

Показатель показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность оборота (коммерческая маржа) (Лоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: какую прибыль имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (Ки) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.:

.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:

· изменения структуры продаж;

· уровня себестоимости реализованной продукции;

· средних цен реализации.