Анализ себестоимости продукции и расчет безубыточности продаж товаров.

 

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются резуль­таты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию воз­можностей снижения себестоимости продукции.

Как видно из рис. 54, общая сумма затрат на производство про­дукции зависит от изменения:

· объема производства продукции;

· структуры продукции;

· уровня переменных затрат на единицу продукции;

· суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расхо­ды (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизмен­ными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

 

Рис. 54. Факторы, определяющие общую сумму затрат на производство продукции.

 

Зависимость общей суммы затрат от объема производства пока­зана на рис. 55. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и переменных затрат.

На графике видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства – соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

 

 

Рис. 55. Зависимость общей суммы затрат от объема производства

 

В настоящее время при анализе фактической себестоимости произведенных товаров, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется факторный анализ.

К важнейшим группам факторам, оказывающим существенное влияние на себестоимость, можно отнести следующие.

1) Повышение технического уровня производства: внедрение новой, прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий и др.

2) Совершенствование организации производства и труда: изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных средств; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

3) Изменение объема и структуры товаров: изменение номенклатуры и ассортимента товаров, повышение качества и объема производства товаров.

4) Улучшение использования природных ресурсов: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий.

5) Отраслевые и прочие факторы: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства; прочие факторы.