Управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов. Анализ показателей объема хозяйственной деятельности и основы маркетингового анализа.

Тема 16. МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

16.1. Управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов. Анализ показателей объема хозяйственной деятельности и основы маркетингового анализа.

16.2. Анализ себестоимости продукции расчет безубыточности продаж товаров.

16.3. Анализ доходов, расходов и финансовых результатов предприятия. Рентабельность продаж продукции. Анализ рентабельности продукции.

16.4. Анализ показателей деловой активности предприятия (капиталоотдачи).

16.5. Анализ эффективности использования основных средств. Анализ эффективности использования оборотных средств.

16.6 Анализ финансового состояния предприятия: рыночной устойчивости, ликвидности и платежеспособности.

16.7. Методы комплексной оценки эффективности бизнеса.

 

Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два взаимосвязанных раздела: финансовый и управленческий (производственный). К особенностям управленческого анализа относятся:

1. ориентация результатов анализа на руководство организации;

2. отсутствие регламентации анализа со стороны;

3. комплексность анализа;

4. изучение деятельности организации с экономической, финансовой и технической стороны;

5. интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

6. максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Комплексный управленческий анализ необходим для:

1. повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;

2. обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;

3. своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;

4. оценки достоверности учета и оперативности контроля;

5. мотивации работников к достижению поставленных целей.

Основные этапы анализа:

1) определение подхода к анализу – сравнительный (с нормативами), сравнение в динамике (с прошлым периодом) данного предприятия с аналогичными или конкурентами;

2) оценка качества информации (как сказывается учетная политика предприятия);

3) сам анализ.

Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа, стало быть, в основу составления бизнес-плана положены результаты проведенного анализа.

Маркетинговый анализ проводится по трем объектам: 1. Покупатель, потребитель.Здесь изучаются запросы на те или иные товары, уровень образования доходности покупателей исследуемого региона. 2. Сам товар, его специфические качества, как он ведет себя на рынке. Изучается график жизненного цикла. Его следует делить на стадии: а) внедрения; б) взлета; в) зрелости; г) упадка. 3. Конкуренты.На этом объекте исследования проводится сравнительный межхозяйственный анализ.

Маркетинговые исследования являются инструментарием маркетингового анализа, они имеют конкретную цель для организации на определенном временном интервале.

Обычно исследование проходит стадии, представленные на схеме (Рис. 53).

Рис. 53. Схема этапов маркетингового исследования

Определение проблемы — формулирование объекта и предмета маркетингового исследования.

После определения проблем устанавливаются цели и методы проведения маркетинговых исследований, направленных на их достижение.

Маркетинговые исследования разделяются по характеру выполнения исследования на "плановые" и "внеплановые". Плановые мероприятия - это комплекс маркетинговых исследований, ориентированных на получение стандартизированного объема (по количеству и составу) ряда параметров, необходимых для принятия тактических и стратегических решений на рынке. Внеплановые исследования проводятся чаще внешними сервисными организациями для решения локальных (периодически возникающих) задач, обычно связанных с "неожиданно" возникающими проблемами в предпринимательской деятельности организации. На следующем этапе исследователям необходимо дать интерпретацию результатам исследования, сделать соответствующие выводы и представить отчет руководству организации.