Страх и тревожность

 

Страх наиболее опасная из всех эмоций. Он изменяет направление мыслей и поведение (Н.Д. Творогова). Страх также может служить предупреждающим сигналом, усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и коллективную защиту

Cуществуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха.

Врожденные пусковые механизмы (естественные причины) страха: одиночество, незнакомость, высота, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула, боль.

Социокультурные факторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые не происходят в ожидаемом месте или в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия в темпераменте и предрасположенностях, опыт и возраст индивида, страдание,

Причинами страха могут быть: человек, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности.

Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные,

Порог возникновения страха находится под влиянием: а,) индивидуальных различий, имеющих биологическую основу; б) индивидуального опыта; в) общего социокулътурного контекста происходящего.

Субъективное переживание страха.По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние:

а) ограничивается восприятие;

б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме;

в) мускулы напрягаются;

г) сокращается число степеней свободы в поведении.

Страх, в зависимости от своей интенсивности, переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая переживается как угроза телу, своему психическому «Я».

Развитие и социализация страха.Страхи, вызываемые социокулътурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха.

Одним из наиболее часто применяемых родителями способов социализации эмоций является использование одной эмоции для воздействия на другую. Страх может социализироваться с использованием чувства стыда.

Способы социализации, используемые родителями, очень широко варьируют и обычно включают в себя как гуманистические так и нормативные элементы.

Гуманистическая социализация страха: а) ощущение страха сводится к минимуму; б) вторичный эффект от стеснения за своп страх снимается; в) страх компенсируется; в) обучение терпимости страху; д) обучение противодействию источнику страха.

Необходимо заботиться, чтобы у ребенка не было хронического страха, который рассматривается как симптом, чуждый здоровью.

Взаимодействие страха с другими эмоциями.Субъективные составляющие в ситуации страха: напряженность, импульсивность.

Профиль эмоций для ситуации страха: страх, интерес, удивление, страдание.

Страх имеет двойственную природу, которая обусловлена: а) избеганием, мотивируемым страхом; б) приближением, мотивируемым интересом.

Терапия страха.Терапевтические приемы управления и контроля за страхом, основывающиеся на теории научения:

а) релаксация, сопровождающаяся повторным предъявлением ряда стимулов, возрастающих по своей пугающей силе;

б) представление пациентами в состоянии расслабленности высокотравматических событий, отобранных на основе психодинамических исследований, проведенных терапевтом,

в) классический метод моделирования (терапевт моделирует желаемое смелое поведение по отношению к пугающим человека объектам).

Тревожность. В отличии от страха тревога является беспредметной, так как стимулы или условия, порождающие ее, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Тревога – функция уровня стресса.

Тревогакак процесс – это последовательность когнитивных, аффективных, поведенческих реакций. Состояние тревоги сопровождается когнитивной переоценкой ситуации, включением механизмов избегания, психической защиты с целью минимизации возникшего дискомфорта.

Тревога как состояние– это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий.

Тревожность как черта личности это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредственно не проявляется в поведении, ее уровень можно определить по тому, как часто и интенсивно возникает состояние тревоги.