Тема 5. УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Общая схема бухгалтерского учета в производственной коммерческой организации.
Бухгалтерия предприятия осуществляет учетные работы в определенной последовательности по отдельным этапам, тесно связанным между собой. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат документы, которые с момента составления и до сдачи в архив проходят определенный путь – совершают документооборот (рис.21).
Рис. 21. Этапы документооборота
В сроки, установленные графиком документооборота, первичные документы должны быть представлены в бухгалтерию. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, служит основанием для записей в сводных учетных документах (учетных регистрах). Совокупность приемов и средств (вручную или с использованием средств автоматизации), с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации из первичных документов, называется техникой бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них (ручным или механизированным).
Сочетание различных учетных регистров и технических средств образует разные формы бухгалтерского учета, которые отличаются одна от другой: количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием; взаимосвязью хронологических и систематических синтетических и аналитических регистров; последовательностью и техникой записи в учетные регистры; степенью автоматизации учетно-вычислительных работ.
Вопрос о выборе формы бухгалтерского учета является одним из важнейших в технике учета и зависит от специализации предприятия, масштабов хозяйственной деятельности, объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров, уровня механизации учетных работ. Как правило, форма учета определяется при создании бухгалтерской службы и в течение всего периода деятельности предприятия меняется крайне редко.
К формам бухгалтерского учета, наиболее распространенным в настоящее время, можно отнести автоматизированную и журнально-ордерную. Упрощенная форма бухгалтерского учета предназначена для субъектов малого предпринимательства.
Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета, от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности.
Разработчиками программных средств выпущено на рынок достаточно большое количество пакетов прикладных программ по бухгалтерскому учету («1С: Бухгалтерия», «Инфобухгалтер», «Турбо-бухгалтер», «БЭСТ», «Галактика», «Парус» и др.). Также на предприятиях создаются собственные программы, учитывающие специфику конкретного производства. Автоматизация бухгалтерского учета (рис. 22) – объективная необходимость.
Рис. 22. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
Изменения средств организации являются результатом хозяйственных операций, которые учитываются на бухгалтерских счетах при помощи двойной записи. Двойная запись придает бухгалтерскому учету систематический характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему.
Вопросы для практических занятий:
1. Дайте определение бухгалтерского счета.
2. Дайте определение активного счета.
3. Дайте определение пассивного счета.
4. Каковы сущность и значение двойной записи?
5. Что такое синтетический учет?
6. Что такое аналитический учет?
7. Каково значение Плана счетов бухгалтерского учета.
Тесты для контроля (тема 4):
1. Счет — это способ:
а) группировки активов и источников их образования;
б) группировки, текущего учета и контроля за активами, источниками их образования и хозяйственными процессами;
в) текущего учета и контроля за активами, источниками их образования и хозяйственными процессами;
г) группировки и текущего учета активов.
2. Активные счета – это:
а) счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению, они расположены в активной части баланса и имеют дебетовый остаток;
б) счета, которые предназначены для одновременного отражения и имущества организации, и источников его формирования;
в) счета, которые не предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению, они расположены в активной части баланса и имеют кредитовый остаток;
г) счета, которые отражают учет имущества по источникам его образования, расположены в пассивной части баланса и имеют кредитовый остаток.
3. Активные счета — это счета для учета:
а) имущества;
б) источников образования имущества;
в) результатов хозяйственной деятельности;
г) прав.
4. Пассивные счета — это счета для учета
а) имущества;
б) источников образования имущества;
в) результатов хозяйственной деятельности;
г) прав.
5. Аналитический учет:
а) учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
б) учет, который ведется в регистрах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
в) учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию о денежных средствах внутри каждого счета;
6. Сальдо конечное по пассивным счетам равно нулю, если:
а) по счету в течение месяца не было движения;
б) оборот по дебету счета равен обороту по кредиту счета;
в) сальдо начальное равно нулю;
г) сальдо начальное плюс кредитовый оборот равны дебетовому обороту.
7. По отношению к балансу счета подразделяются на
а) активные;
б) субсчета;
в) пассивные;
г) синтетические;
д) аналитические.
8. Сальдо конечное по активному счету равно нулю, если
а) в течение месяца по счету не было движения активов;
б) оборот по дебету равен обороту по кредиту;
в) сальдо начальное плюс оборот по дебету равны обороту по кредиту;
г) сальдо начальное плюс оборот по дебету меньше оборота по кредиту.
9. Впервые необходимость двойной записи на счетах была обоснована
а) Гюгли и Шерром;
б) Бенедиктом Котрульи;
в) российскими экономистами;
г) Лукой Пачоли.
10. Хронологическая запись — это отражение хозяйственных операций:
а) по определенной системе;
б) на счетах бухгалтерского учета;
в) в первичных документах;
г) в последовательности их совершения.
5.1. Понятие собственного капитала.
5.2. Формирование и учет уставного капитала, резервного капитала и добавочного капитала.
5.3. Виды обязательств. Учет долгосрочных обязательств. Учет краткосрочных обязательств.