Тема 4. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
Доходы и расходы организации, их признание и классификация. Характеристика отчета о прибылях и убытках.
Коммерческие организации, являющиеся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами, должны формировать информацию о полученных доходах в соответствии с правилами, установленными ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы организации классифицируются в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации, признаются в учете в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (рис.12).
Рис. 12. Классификация доходов организации и порядок их признания в бухгалтерском учете.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации классифицируются в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, признаются в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» (рис.13).
Рис. 13. Классификация расходов организации и порядок их признания в бухгалтерском учете.
(см. текст в предыдущей редакции)
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» по следующим элементам:
-
материальные затраты;
-
затраты на оплату труда;
-
отчисления на социальные нужды;
-
амортизация;
-
прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Отчет о прибылях и убытках, наряду с бухгалтерским балансом, является документом как годовой, так и периодической (промежуточной) бухгалтерской отчетности. Данный отчет характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации в разрезе полученных доходов и понесенных расходов и содержит показатели, формирующие финансовый результат деятельности организации за отчетный период. При этом бухгалтерский баланс показывает состояние организации на отчетную дату, отчет о прибылях и убытках характеризует деятельность организации за период от начала года до отчетной даты.
В основе построения отчета о прибылях и убытках лежит формула расчета финансового результата как разности итоговой величины всех доходов и итоговой величины всех расходов, имевших место с начала года до отчетной даты, то есть:
|
Вопросы для практических занятий:
1. В чем сущность балансового обобщения?
2. Каковы строение и содержание актива бухгалтерского баланса?
3. Каковы строение и содержание пассива бухгалтерского баланса?
4. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по времени составления.
5. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по объему информации.
6. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по источникам составления.
Тесты для контроля (тема 3):
1. Способ обобщения и группировки имущества организации в денежной оценке на определенную дату – это:
а) Главная книга
б) Сальдовая ведомость
в) Оборотная ведомость
г) Бухгалтерский баланс
2. Бухгалтерский баланс – это:
а) способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях;
б) способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, выраженного в денежной оценке и составленного на определенную дату;
в) единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
г) способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.
3. Основные средства относятся к группе:
а) материалы и сырье;
б) долгосрочные финансовые вложения;
в) внеоборотные активы;
г) собственный капитал.
4. Источники финансирования подразделяются:
а) на заемные и привлеченные;
б) на собственные и заемные;
в) на закрепленные и заемные;
г) на собственные и внешние.
5. В зависимости от сроков погашения обязательств различают:
а) единовременные и долгосрочные обязательства;
б) текущие и краткосрочные обязательства;
в) текущие и плановые обязательства;
г) краткосрочные и долгосрочные обязательства.
6. К оборотным активам не относят:
а) транспортные средства;
б) сырье и материалы;
в) незавершенное производство;
г) дебиторскую задолженность.
7. Хозяйственные операции – это:
а) действия, вызывающие изменения в источниках формирования имущества;
б) действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании имущества организации и в источниках формирования имущества;
в) действия, вызывающие изменения в составе имущества организации;
г) действия, не вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании имущества организации и в источниках формирования имущества.
8. Имущество по составу и функциональной роли подразделяется:
а) на собственный и заемный капитал;
б) на дебиторскую и кредиторскую задолженность;
в) на оборотные и внеоборотные активы;
г) на собственные и заемные активы.
9. Незавершенное производство — это:
а) предметы труда, находящиеся в обработке на рабочих местах;
б) сырье и материалы, находящиеся на общезаводских складах;
в) оборотные активы сферы обращения.
10. Операция по выплате из кассы заработной платы работникам организации относится к типу:
а) первому (одновременно изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения);
б) второму (изменение одновременно в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения);
в) третьему (увеличение и уменьшение внутри статей актива баланса);
г) четвертому (увеличение и уменьшение внутри статей пассива баланса).
4.1. Счета бухгалтерского учета и двойная запись как метод бухгалтерского учета.
4.2. Виды счетов бухгалтерского учета и их классификация.
4.3. Синтетические и аналитические счета. План счетов бухгалтерского учета.
4.4. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Общая схема бухгалтерского учета в производственной коммерческой организации.