Учетная политика организации

Государственное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Все организации и индивидуальные предприниматели на территории Российской Федерации должны вести бухгалтерский и налоговый учет и составлять отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

Основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета, подготовке и предоставлению бухгалтерской отчетности предприятия установлены:

· Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ[2];

· Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н;

· Положениями по бухгалтерскому учету организаций (ПБУ).

Организация и ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации регулируется нормативно-правовыми актами, которые в зависимости от назначения и статуса относятся к одному из четырех уровней (рис.5).Все четыре уровня составляют общую взаимосвязанную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета.

 

 

 

       
 
 
   
Рис. 5. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

 

 

 

 

 


Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Начиная с 2013 г. при вступлении в силу нового закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ определены органы государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации - уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. В качестве уполномоченного федерального органа выступает Министерство финансов РФ. Кроме этого регулирование бухгалтерского учета могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета[3].

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

· первичного наблюдения;

· стоимостного измерения;

· текущей группировки;

· итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. Под этим понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей, поскольку эффективность решения управленческих проблем организации зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета в организации:

1) централизованный;

2) децентрализованный;

3) смешанный.

При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. Причем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности организации, в современных условиях хозяйствования он неприемлем. Наконец, возможен третий подход(разумное сочетание элементов первого и второго подходов). Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержание такого регулирования состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются в каждой организации исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления.

Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность.