Виды хозяйственного учета, анализа и контроля, их роль в управлении. Пользователи учетной информации.

Информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности, возникает и передается в системе хозяйственного учета, который является совершенно необходимой функцией управления общественным производством. Хозяйственный учет можно организовать и вести по-разному. На основе хозяйственного учета строится модель функционирования объекта управления, предполагающая взаимосвязь трех видов учета – оперативного, статистического и бухгалтерского. Они дополняют друг друга и часто используют одну и ту же информацию (рис.3).

 

 


Для того чтобы учетная информация могла оказывать влияние на решения пользователей, необходимо ее соответствие определенным характеристикам или желаемым качествам, в частности:

ü уместность, т.е. информация должна относиться к принимаемому решению. Например, программа этого курса уместна для вашей учебной работы. Программа по изучению строительства - нет (по-видимому). Таким образом, информация может быть уместна для одного конкретного решения, а для другого - нет. Точно так же информация может быть уместна для одной группы пользователей, а для другой - нет. Уместность в конечном счете определяется пользователем и решением, которое он/она принимает. Информация считается уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать события прошлого, настоящего или будущего.

ü Понятность – если финансовые отчеты не понятны пользователям, то они имеют небольшое практическое значение. Важно представлять учетную информацию таким образом, чтобы она была понятна для менее информированного пользователя, без опускания информации, которая имела бы ценность для информированного пользователя. Например, финансовый отчет японской компании может быть в большой степени уместен для иностранного инвестора. Однако, если бы он был представлен на японском языке, он был бы ему не понятен.

ü Своевременность, т.е. финансовые отчеты должны содержать свежую информацию и публиковаться в достаточно короткие сроки после окончания периода, к которому они относятся, на том основании, что свежая информация имеет для пользователя большую ценность, чем устаревшие данные. Например, если вы покупаете газету, вы рассчитываете на то, что это последний номер. Газета за прошлую неделю может быть для вас малополезна. Однако, если бы вам потребовались результаты матчей, прошедших на прошлой неделе, то газета за прошлую неделю содержала бы уместную информацию.

ü надежность и постоянство - если учетная информация ненадежна, то неизбежным результатом этого будут ошибочные и неточные решения.

ü Достоверность - информация должна правдиво отражать результат операций, которые она имеет целью представить. Чтобы быть надежной, информация должна иметь обоснованное описание и быть безошибочной.

ü Содержание - содержание операций не всегда соответствует тому, что вытекает из их юридической формы. Хорошим примером этого является аренда актива на протяжении длительного периода времени. Юридически не владея активом, арендатор (пользователь актива) записывал бы его в баланс как основной актив, потому что он пользуется активом и всеми будущими экономическими выгодами, заложенными в нем и его использовании. Арендатор будет показывать в своих счетах сумму задолженности арендодателю.

ü Полнота - информация должна быть полной, в разумных пределах. Некоторые несущественные статьи могут быть исключены, так как они не влияют на решения или действия разумного человека. Однако некоторые пропуски могут превратить информацию в неверную или вводящую в заблуждение и, следовательно, ненадежную и неуместную. Законы о компаниях требуют включения в финансовые отчеты определенной информации, независимо от ее существенности, например, жалование директоров, ссуды служащим и директорам и т.д.

ü постоянство формирования - если бухгалтерские отчеты не составляются на постоянной основе, то осмысленное сравнение показателей за различные периоды времени и показателей разных компаний по существу невозможно. Публикация Стандартов бухгалтерского учета, которые компании должны соблюдать, помогает в этом, особенно когда происходит изменение в методах учета. В этом случае компания показывает свои результаты с помощью старого и нового методов.

Данные учета служат и для удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей:

· руководство (менеджмент) фирмы — принимает управ­ленческие решения на основе учетной информации, планирует товарные и денежные потоки, контролирует затраты компании;

· инвесторы — в зависимости от полученных учетных данных определяют, стоит ли им покупать, хранить или продавать акции фирмы;

· банки и кредиторы — оценивают степень риска и целе­сообразность предоставления займов компании;

· поставщики — определяют способность фирмы своевре­менно оплатить счета;

· государственные органы — регулируют деятельность предприятия через налогообложение или выделение бюджетных средств. Важным также является сбор пока­зателей для государственной статистики.

У каждой из вышеназванных групп пользователей финансо­вой информации есть свои требования к ее содержанию и построению.