К занятию №2
«Эволюционная теория происхождения человека
Современный тип человека — homo sapiens (человек разумный) появился 50—40 тыс. лет назад. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Самыми отдаленными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14—20 млн лет назад, далее идут рамапитеки (10—14 млн лет назад). За ними следуют австралопитеки. Они, по мнению многих ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связывают с появлением homo habilis (человек умелый) 2,5 —3 млн лет назад.
С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению (1,6 млн лет назад) homo ereсtus (человека прямоходящего), а затем и неандертальца (150—200 тыс. лет назад). В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к homo sapiens (человеку разумному) совпал с формированием существующих и ныне различных человеческих рас — европеоидной, негроидной, монголоидной.
Важной вехой в эволюции выступает прежде всего прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное — оно высвободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда).
Еще один эволюционный скачок — появление сравнительно крупного мозга.
Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян — это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что обусловило появление и развитие языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важнейших факторов антропогенеза.
Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Стадо человекообразных существ основывалось на эндогамии — близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии — установлению брачных отношений с членами других общин и запрет на связи внутри рода. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориентирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.
Завершающей стадией антропосоциогенеза была так называемая неолитическая революция, ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие человеческого общества в дальнейшем было связано с различными вехами в разделении труда: исторически первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым — выделение ремесла, а третьим — выделение торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах — переход к оседлому образу жизни (формирование племенных объединений), социальное расслоение общества, дифференциация форм сознания и др. создали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.
Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, поведенческих, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.