ПЛАН-КОНСПЕКТ
Занятие №11
Часть 1. Семья. Брак
Часть 2. Обзор отраслей российского права (семейное, административное, экологическое)
Общий результат:
· Учащиеся ознакомились с такими понятиями, как семья и брак с точки зрения социологии и юриспруденции;
· могут перечислить несколько видов семей;
· знают все условия, препятствующие вступлению в брак;
· могут привести хотя бы три примера административных правоотношений;
· в общих чертах представляют себе административный процесс;
· знают, какие объекты окружающей среды подлежат охране.
План занятия | Примерное время | Упражнения и тесты |
Оргмомент. Постановка целей занятия | 3 - 5 мин | |
Обсуждение новостей | 10 - 15 мин | Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы. |
Проверка домашнего задания | 10 мин | . |
Проверочная работа | 7 – 10 мин | В любой форме |
Семья и ее функции | 15 мин | Четкое объяснение, запись понятий. Перечень функций может быть другим, не как в учебнике, главное, чтобы дети знали и запомнили их. |
Классификация семьи | 10 мин | Совместное заполнение таблицы (пожалуйста, заранее подумайте над примерами!) Несколько ребят (строго по их желанию!!!) характеризуют свою семью по нескольким (в идеале – по всем, но мы не можем принуждать их к этому) критериям. Если все отказываются, просите смоделировать идеальную, на их взгляд, семью. Упражнение 74 – индивидуально или в парах. Потом проверяем виды и авторство. Можно еще попросить какую-нибудь девочку артистично прочитать это письмо. |
Перерыв (15 мин) | ||
Предмет и принципы отраслей права | 10 мин | Сделайте акцент на том, что эти понятия пригодятся нам при анализе каждой отрасли права, а значит, важно запомнить их с самого начала |
Брак; условия заключения; препятствия | 10 мин | |
Расторжение брака | 5 - 7 мин | Пользуясь приложением (или распечатанными отдельно главами СК РФ) ребята выполняют эту работу по командам: одна рассматривает судебное расторжение брака, а другая – расторжение в органах ЗАГС |
Права и обязанности супругов, брачный договор | 10 мин | Обзорно: ребята читают про себя, вы задаете вопросы на понимание прочитанного. Скачайте и принесите в класс образец брачного договора, в идеале – раздайте каждому для анализа. |
Определение, предмет, принципы, источники АП | 12-15 мин | Динамично и четко, записывать можно по минимуму, т.к. все есть в учебнике Стр. 204 – ребята выписывают из КоАП виды правонарушений |
Стадии производства по делу | 5 мин | Ребята самостоятельно нумеруют стадии, потом проверяем. Для наглядности придумайте какой-нибудь яркий пример. |
Административные наказания | 10 мин | Обзорно: ребята читают про себя, вы задаете вопросы на понимание прочитанного. |
Окружающая среда и объекты, подлежащие охране | 10 мин | |
Экологическое правонарушение | 5-10 мин | Придумайте примеры. Поиграйте в сигнальные карточкой (вы читаете перечень деяний, являющихся или не являющихся эколог.правонарушением, ребята поднимают соответствующие карточки). |
Домашнее задание | 5 мин | Упр. 75, 76, 77 (обязательно поясните, что значит дать правовую оценку норме); задания формата ЕГЭ на стр. 208 + подготовка к срезовому тесту |
Подведение итогов занятия. | 5 мин | Заранее продумайте, как именно!!! |
Рекомендации по проведению занятия и ключи к упражнениям
Часть 1. Семья. Брак
Функции семьи (стр. 193)
Название функции | Ее сущность |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне |
Социализирующая | Формирование индивида как личности |
Хозяйственно-бытовая | Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи |
Экономическая | Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи |
Социально-статусная | Предоставление определенного соц. статуса членам семьи (наделение наследственными статусами), воспроизводство социальной структуры общества |
Эмоциональная | Оказание психологической поддержки членам семьи |
Защитная | Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи |
Духовно-нравственная | Развитие личности каждого члена семьи |
Досуговая | Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи |
Упр. 74 – ответ 3, императрица Александра Федоровна Николаю II
Классификация семьи (стр. 194)
Основание для классификации | Тип семьи |
Количество детей | Многодетная. Малодетная. Бездетная. |
Характер распределения домашних обязанностей | Традиционная. Коллективистская. |
Родственная структура | Нуклеарная. Расширенная. Полигамная. |
Характер воспитания | Авторитарная. Либеральная. Демократическая. |
Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 196):
1 – 2
2 – 2
3 – 3
4 – 3
5 – 4
6 – 4
Часть 2. Обзор отраслей российского права (семейное, административное, экологическое)
Условия заключения брака:
· взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения
· достижение брачного возраста вступающих в брак – 18 лет (при наличии исключительных обстоятельств органы местного самоуправления в порядке, предусмотренным законодательством, могут разрешить вступление в брак до достижения возраста 16 лет
· отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака