Мировые религии
При рассмотрении мировых религий можно использовать такую форму работы, как подготовка ребятами небольших сообщений на заданную тему (в частности, рассказ про одну из религий). Разумеется, это требует от вас особой подготовки: на предыдущем, то есть 6-ом занятии, необходимо раздать темы докладов (обычно ребята активно проявляют желание, когда понимают поставленную задачу), записать их (чтобы вспомнить на следующий урок, от кого чего ждать) и объяснить ребятам, что нужно сделать. А нужно подготовить небольшое сообщение про заданную религию и РАССКАЗАТЬ ЕГО УСТНО, БЕЗ БУМАЖКИ. Как вы понимаете, это самый сложный момент задания. Сделайте на этом особый акцент, уточните, что сообщения, которые будут просто считываться с бумажки или электронного носителя БУДУТ СЧИТАТЬСЯ НЕВЫПОЛНЕННЫМ ЗАДАНИЕМ (при этом предварительная подготовка вас не интересует – вы не собираете доклады и вообще они могут приходить хоть вообще без всего). Сообщение должно быть рассчитано на 2-3 минуты, что вполне по силам каждому, пользоваться можно абсолютно любыми источниками. Можете также напомнить, что подобные выступления – основная форма работы студентов на семинарах в институтах, а значит, начать готовиться нужно сейчас. Короче говоря, наша задача – научить (попытаться) их выступать публично и излагать свои мысли без бумажки. Для первого раза сообщение про религию на 2-3 минуты – более чем простая задача.
На самом занятии строго следите за всеми отвечающими, за их речью, не забывайте хвалить тех, кто справляется с задачей, и помогать тем, у кого это получается хуже. При желании можно устроить конкурс на лучшее выступление, а можно проводить такие мероприятия чаще, при каждом удобном случае (но не забывайте, что вы ограничены по времени и не предлагайте детям для подобного самостоятельного изучения совсем новый и сложный материал). Не забывайте про то, что по ходу выступления одного человека все остальные его слушают и готовят вопросы, а вы делаете пометки на доске (чтобы детям потом было удобно записать).
При любых возникающих вопросах обязательно звоните мне J
Основные функции религии (стр. 136)
Наименование функции | Её содержание |
Мировоззренческая | Задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание |
Компенсаторная (терапевтическая) | Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение |
Коммуникативная | Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации |
Регулятивная | Упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность |
Интегрирующе-дезинтегрирующая | Объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) |
Культурно-транслирующая | Способствует развитию определённых основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению |
Легитимирующе-разлегитимирущая | Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция) |
Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 136)
1 – 4 2 – 2 3 – 2 4 – социальная группа
Часть 2. Демократия. Гражданское общество. Правовое государство.
Стр. 140
Виды демократии | |
Прямая (непосредственная демократия) | Представительная |
Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений (главным образом на уровне местного самоуправления) | Граждане опосредованно (непрямо) участвуют в принятии решений (через своих представителей (депутатов), главу государства и др.) |
Упражнение 47
Пример | Форма демократии |
Граждане приняли участие в референдуме по вопросу строительства дороги через лес | Референдум |
В первом туре выборов Президента РФ ни один кандидат не набрал 50% голосов, поэтому вскоре состоится второй тур выборов | Выборы |
Завтра состоится собрание, на котором население выразит свое мнение относительно увеличения стоимости проезда на общественном транспорте | Собрание, объединение граждан |
Состоялись выборы в Государственную Думу РФ, в парламент попали 4 партии | Представительство |
На сходе граждан жильцы дома приняли решение о строительстве детской площадки | Собрание, объединение граждан |
Стр. 121, упражнение 48
Линии сравнения | Гражданское общество | Государство |
Реализуемые интересы | Контроль за честностью проведение выборного процесса | Организация и проведение выборного процесса |
Средства реализации | Созыв на добровольной основе наблюдателей-юристов | Формируется избирательная комиссия во главе с председателем |
Связи и отношения между людьми | Добровольная основа, в большей мере построенные на неформальном взаимодействии, горизонтальные общественные связи. | Формальные взаимоотношения между участниками выборного процесса, преобладание вертикальных связей. |
Упражнение 49
Структура гражданского общества:
- Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство)
- Негосударственные хозяйствующие субъекты (частные фирмы и т.п.)
- Общественные объединения и организации
- Политические партии и движения
- Сфера воспитания и негосударственного образования
- Негосударственные средства массовой информации
- Семья
- Церковь
- И др.