ПЛАН-КОНСПЕКТ

Занятие №7

Теории развития СМИ

(обратите внимание! Из учебника мы эту тему убрали, но в методичке оставляю на всякий случай. Если у вас сильная и интересующаяся группа и осталось время, можете дать ребятам этот материал. В ЕГЭ я подобных вопросов не встречала, однако табличка эта была в справочнике П. А. Баранова)

Название теории Ее сущность
Авторитарная СМИ должны находиться под полным контролем государства
Либеральная СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника
Социальная СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления

 

Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 126):

1 – 3

2 – 3

3 – 2

4 – 1

5 – 3

6 – 2

7 – 3

 

 


 

Часть 1. Социальные нормы. Мораль. Религия.

Часть 2. Демократия. Гражданское общество. Правовое государство.

Общий результат:

· Учащиеся могут объяснить своими словами, что такое социальная норма,

· назвать не меньше 5 видов норм; знают три мировые религии;

· могут своими словами объяснить, что такое мораль и не путают ее с другими социальными регуляторами;

· имеют общее представление о том, что такое гражданское общество;

· могут перечислить хотя бы 3 признака правового государства.

 

План занятия Примерное время Упражнения и тесты
Оргмомент. Постановка целей занятия 3 - 5 мин  
Обсуждение новостей 5 - 10 мин Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы.
Проверка домашнего задания 10 – 15 мин  
Проверочная работа 7 – 10 мин В любой форме
Социальные нормы и их виды 15 мин     3 мин Выведение понятия, совместное заполнение таблицы на стр. 130 (заранее заготовьте примеры!!!).Правовых норм в таблице не хватает (пустая строчка), потому что о данном виде соц.норм мы будем более подробно говорить на занятии №9. Упражнение 60 – устно, все вместе.
Мораль 7 мин   5 – 7 мин Ваше объяснение с максимальной актуализацией имеющихся знаний. Формулировка золотого правил нравственности (не диктуйте, а наводите ребят на мысли! Они должны вывести его сами!)   Упражнение 44 – в принципе, в ситуации острой нехватки времени его можно пропустить, однако я бы выделила на него несколько минут: во-первых, упражнение шуточное и позволит немного отвлечься; во-вторых, ребята могут попытаться найти в тексте стихотворения конкретные моральные (и не только) нормы – обсудите, насколько они актуальны сейчас. Словом, упражнение на вашу фантазию.
Религия 7 мин   3 мин Рассмотрение разных подходов к понятию «религия» Коллективное заполнение таблички на стр. 134 – этапы формирования религиозных взглядов.   Упражнение 45 – по командам или в парах на скорость, потом проверка. Идеально, если у вас будут заготовлены картинки тотемов, амулетов и прочих атрибутов культа.
Мировые религии 15 – 20 мин (в зависимости от количества выступающих) Схема со стр. 135 обязательно должна быть на доске и в тетрадях!!! Выделение признаков мировых религий из приведенного списка – коллективно Сообщения учеников про каждую из религий
Функции религии 5 мин Совместное заполнение таблицы на стр. 135
Перерыв (15 мин)
Демократия 15 мин Ваше объяснение, запись основных моментов, глубокое рассмотрение каждого из принципов (заранее продумайте примеры!!!) Упражнение 47 – ребята выполняют самостоятельно, потом проверяют в парах друг друга (или сами себя) по правильным ответам, вынесенным на доску.
Гражданское общество 10 мин   15 мин Тема сложная для усвоения ребятами, поэтому постарайтесь найти и предложить ребятам (например, в раздатке или на карточках) как можно больше разных определений, сравнить их, проанализировать, выбрать наиболее понятное.   Упражнение 48 – желательно сделать в классе, неважно, в какой форме, главное, чтобы дети выводили содержание колонок самостоятельно, не диктуйте.
Правовое государство 15 мин Работа по аналогии с демократией: необходимо очень внимательно и глубоко проанализировать (с примерами!!!) каждый из признаков, т.к. эта информация точно еще не раз им пригодится. Требуйте выучить их наизусть. Если публичные выступления с сообщениями «прижились» в вашей группе, то можно предложить ребятам сделать доклад на это занятие про Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и проч. Упражнение 51 – обсуждение, дискуссия, голосование.
Деловая игра 15 мин Упражнение 52 – продумайте его проведение заранее с учетом особенностей вашей группы (количества человек). Не забудьте сделать вывод!
Готовимся к части С 5 мин Стр. 147 – закрепление изученной темы на примерах задания части С.
Подведение итогов занятия. 5 мин Заранее продумайте, как именно!!!
Домашнее задание 5 мин Упр. 49 (письменно); задания формата ЕГЭ на стр. 136; упр. 54 – письменно; задания формата ЕГЭ на стр. 145 + подготовка к срезовому тесту

 

Рекомендации по проведению занятия и ключи к упражнениям

 

Часть 1. Социальные нормы. Мораль. Религия.

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Таблица Виды социальных норм - стр. 130

Обычаи Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять
Традиции Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т.п., унаследованные от предшественников
Нормы морали Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.
Правовые нормы Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой
Религиозные нормы Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями
Политические нормы Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами
Эстетические нормы Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту

Ответ на вопрос «Зачем нужны социальны нормы? Каковы их функции?»: социальные нормы регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности; контролируют отклоняющееся поведение.

 

Упражнение 43

  1. Религиозная норма.
  2. Правовая норма.
  3. Традиция.
  4. Эстетическая норма.
  5. Эстетическая норма.

«Золотое правило нравственности»— общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

 

Три этапа изменения религиозных взглядов (стр. 134)

· ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов)

· формирование национальных религий (особые представления, свойственные обычно одному народу)

· возникновение мировых религий (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество)