Типы политической власти

Тип Описание Пример
Традиционный Опирается на традиции, ритуалы, власть того, что обычно, привычно и неизменно Вождь племени при первобытно-общинном строе
Легальный Основывается на правовых нормах и рациональных понятиях Власть высших государственных органов в современных демократических государствах
Харизматический Опирается на особую притягательную силу лидера, его обаяние и умение вести за собой людей Кубинские лидеры XX века – Фидель Кастро, Эрнесто Че Гевара*

*В сильных группах можно сделать экскурс в историю, поговорить о деятельности Фиделя Кастро и Че Гевары, попросить кого-то из детей сделать сообщения о данных лидерах.

 

Ленин В.И., основатель СССР, Вождь племени, основание власти - Ельцин Б.Н., первый

власть была основана на обычай Президент РФ, основание

харизме власти - закон

 

+ Владимир Путин (легальный)

+ Фидель Кастро (харизматический)

+ Королева Елизавета (традиционный)

Наряду с политической, выделяется еще один особый вид власти – государственная власть. Каково соотношение политической и государственной власти? Имеются две основные точки зрения по этому вопросу:

1) «политическая власть» и «государственная власть» — понятия тождественные, поскольку политическая власть в современном обществе исходит от государства и осуществляется при его прямом или косвенном участии;

2) «политическая власть» и «государственная власть» — понятия не тождественные, однако всякая государственная власть является политической.

Мы будем придерживаться последней точки зрения: государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

Упражнение на закрепление: дети делятся на команды, каждой из команд выдаются карточки с различными проявлениями власти. Их задача: быстрее других команд определить, какие из них относятся к политической, какие – к государственной власти. Смотри раздатку в конце методички!

Таким образом, понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Функции государственной власти (стр. 26)

Формирование политической системы общества, организация ее политической жизни, обеспечивает господство и руководство Организационная
Принятие конкретных управленческих решений Управление  
Обеспечение соблюдения в обществе норм и правил правления власти Контрольная
Создание авторитета власти, воспитание граждан сознательного законопослушания Воспитательная
При необходимости, быстрое объединение граждан, оперативное принятие решений Мобилизационная

Какие функции власти иллюстрируют следующие примеры?

 

  1. Надзор за законностью исполнения законодательства РФ прокуратурой РФ (контрольная).
  2. Оперативное увеличение численности вооруженных сил граждан Советского Союза в годы Великой отечественной войны (мобилизационная).
  3. Проведение бесед с населением по правовым вопросам повысило уровень правой культуры граждан (воспитательная).
  4. Государственная Дума приняла закон о запрете курения в публичных местах (управленческая).
  5. В 1995 году был принят ФЗ «Об общественных объединениях», который регулирует порядок создания партий, формы участия граждан в политической жизни (организационная).

Показатели легитимности власти: положительная оценка власти, согласие на подчинение, признание власти гражданским обществом, мировым сообществом и др.

Показатели результативности власти: успешная экономическая политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, укрепление общественного порядка, авторитет на международной арене и др.

Табличка со стр. 28:

  Внутренняя политика Внешняя политика
Сущность Политика, ориентированная на решение внутригосударственных задач – поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Политика, включающая в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача – отстаивание интересов государства на мировой арене.
Примеры Монетизация льгот; жилищно-коммунальная реформа; деноминация; ужесточение наказаний за совершение правонарушений и преступлений; налогообложение и т.д. Подписание мирного договора; ратификация международных соглашений; участие в войнах и вооруженных конфликтах

 

Отдельно выделяют в современном мире международную политику.

 

Табличка со стр. 29:

Наименование подсистемы политической системы общества Ее содержание
Институциональная Политические организации: партии, общественные движения, особо выделяется государство
Нормативная Нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы, этико-моральные нормы
Коммуникативная Совокупность отношений, связей и форм взаимодействия между подсистемами политической системы; между политической системой и другими сферами общественной жизни, между политическими системами разных стран
Функциональная Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
Культурно-идеологическая Совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств.

Выполняем задания формата ЕГЭ стр. 30-31

  1. 1
  2. 1
  3. 1
  4. 1
  5. 2
  6. 1, 3, 7
  7. 2, 4, 5
  8. Смысл понятия «политическая система» может быть раскрыт примерно так: совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется политическая и государственная власть. Предложения, содержащие информацию о политической системе, могут быть любыми, но должны быть даны в верном контексте, например:

«Политическая система состоит из различных подсистем»; «В структуру политической системы входит информационно-коммуникативная подсистема».

 

Часть С.

Примеры заданий С1 – С4.

С1Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе могут быть названы следующие основания легитимности: 1) традиция; 2) харизма; 3) легально установленные правила.  
Правильно названы три основания    
Правильно названы два основания    
Правильно названо одно основание, или ответ неправильный    
Максимальный балл   2  

 

С2 Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знание курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)   Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) авторское_определение государства: «Государство ... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство». 2) любое иное верное определение государства, например: - организация политической власти, обладающая суверенными правами; - политическая организация страны, имеющая определенный тип правления (монархия, республика), органы и структуру власти (правительство, парламент); - особая организация общества, объединённого общими интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Могут быть приведены иные верные определения государства  
Правильно приведено авторское определение государства, сформулировано иное верное определение  
Правильно приведено одно любое определение государства  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

 

С3. Автор документа определяет сущность традиционного господства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) пояснение авторской мысли, например: традиционное господство опирается на сложившиеся, существующие в обществе устои и обычаи, привычки, то, что было вчера и всегда; основы господства коренятся в прошлом, в истории народа; 2) примеры традиционного господства, допустим: - власть императора в дореволюционной России; - власть Папы Римского в Ватикане; - власть династии Саудитов в Саудовской Аравии. Могут быть приведены иные пояснения и примеры.    
Правильно приведено пояснение и три примера
Правильно приведено пояснение и один-два примера, ИЛИ пояснение не приведено, но верно приведены два-три примера  
Правильно приведено только пояснение, ИЛИ верно приведен только один пример  
Ответ неправильный  
Максимальный балл   3  

 

С4.Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчеркивая, что «вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике (особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сущность харизматической власти (вождизма): власть, опирающаяся на особые, исключительные качества лидера, особый дар, присущий ему; 2) суждение о специфике харизматической власти (вождизма), например: харизматическое правление обычно устанавливается в сложные, переломные, кризисные моменты истории страны, допустим, в ходе революции, которую и возглавляет вождь; 3) опасность харизматической власти (вождизма), допустим: народ, уверовав в исключительные качества вождя, будет инертен, малоактивен, и, если вождь будет проводить ошибочную политику или уйдет с исторической арены, в государстве может снова возникнуть кризис; это нестабильная власть, которая не имеет прочного фундамента и основания. Могут быть приведены иные верные формулировки элементов ответа.    
Правильно определена сущность вождизма, высказано суждение, названа опасность
Правильно определена сущность вождизма, высказано суждение, ИЛИ правильно определена сущность вождизма, названа опасность, ИЛИ высказано верное суждение и правильно определена опасность  
Правильно определена только сущность вождизма, ИЛИ высказано только верное суждение, ИЛИ правильно названа только опасность
Ответ неправильный
Максимальный балл   3  

 

Возможные варианты игр на знакомство:

Суета сует
Для знакомства старшеклассников хорошо использовать игру «Суета сует». Всем участникам игры раздают карточки, которые разделены на 9–25 клеток. В каждой клетке записано задание. Суть игры – записать в каждую клетку имя человека, который любит рыбу, держит дома собаку, ходит в походы и т.п. Тут открывается простор для вашей фантазии. Чем неожиданней будут задания, тем лучше.
Используя эту игру, педагог не только познакомит учеников, но и сумеет провести первичную диагностику в классе, – все зависит от того, какие вопросы будут записаны в клетки-задания. Можно выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре. В этой игре нет победителя, хотя возможно отметить тех, кто раньше всех выполнит задание.

Мой напарник
Более свободная форма игры на знакомство называется «Мой напарник». Участники разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения – любой. Поощряется оригинальность.

Лгун
Необычный вариант знакомства старшеклассников – игра «Лгун».
Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5–8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:
– Самое далекое место, где мне удалось побывать, это – ________________.
– В детстве мне запрещали делать _____, а я все равно делал.
– Мое хобби – ____________.
– Когда я был маленький, я мечтал стать .
– У меня есть одна плохая привычка – .
Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. То есть один ответ будет неправильным, ложным.
Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа и присудите очко всем угадавшим ложный ответ. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти писать четыре неверных, а один верный.

Снежный ком
Для того чтобы дети лучше запомнили имена друг друга, можно использовать игру «Снежный ком». Участники игры садятся или становятся в круг таким образом, чтобы они могли видеть друг друга. Все по очереди называют свое имя.
Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков, прибавляя к ним свое. Например, первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое, и так далее до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу.
Варианты игры:
• Помимо своего имени, каждый игрок называет качество, которое начинается на первую букву имени или соответствует его характеру. Например: Вера – верность, Сергей – смелый, Наталья – нежная...
• Каждый игрок, называя свое имя, входит в круг играющих, совершая какое-нибудь движение – взмахивая рукой, прихрамывая, наклоняясь и т.п. Следом за ним все играющие делают шаг в круг, называя имя предыдущего игрока и повторяя при этом его движение.

Карточки
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека, например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Я занимаюсь волейболом». Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы были заполнены все клетки.
В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности («Я люблю театр»), группы по увлечениям («Я люблю читать фантастику») и пр.

Я умею, могу научить, хочу научиться
Более сложный вариант знакомства, который тоже поможет учителю провести диагностику в новом классе – игра «Я умею, могу научить, хочу научиться». Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться.
Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1–2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).