Типы девиации (по Р. Мертону)
Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.
Аномия возрастает по мере социальной дезинтеграции. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Мысль о том, чтосоциальная дезорганизация является основной причиной девиантного поведения,и в наши дни считается общепризнанной.
2. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками. Источником девиации может бытьналичие в обществе социального неравенства,высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, ана индивидуальном уровне - социальную неустроенность.При этомдевиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (юноши могут усваивать ролевые модели преуспевающих девиантов, например - участников организованной или профессиональной преступности, которые завоевали влияние, престиж и высокое положение в обществе). Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
3. Еще одна социологическая теория девиации - «теория навешивания ярлыков» -указывает на тот факт, что девиация может быть продуктом воздействия социальной структуры и социального контроля.Девиация — это своего рода клеймо, которое социальные группы, обладающие властью, ставят на поведение других, менее защищенных групп.
Эта теория основана, по существу, на двух положениях:
· девиантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных (девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие);
· навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию, ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации.
Каким же образом типологизировать девиантное поведение? По-видимому, классификация девиантных поступков, предложенная Мертоном, наиболее удачна из всех разработанных до сих пор. Девиация, по Мертону, возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Исходя из этого Мертон строит типологию девиантных поступков.
Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.
· Конформная (приспособленческая) модель адаптации - когда личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами.В системе Мертона, тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.
· Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами (распространена в новых стратах современного российского общества, которые движимы мотивом обогащения). "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег).
- Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценностисвоего сообщества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается.
- Эскейпизм (эскапизм), или ретритизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры), модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам (не разделяются ни его цели, ни средства). Наиболее ярким проявлением такой девиации становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п.
- Бунт, мятеж является такой формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда отрицаются и общепризнанные цели, и средства их достижения. Р. Мертон, говоря о девиантности, отличал ее особую форму – нонконформизм.Нонконформист знаком с общественными нормами, но считает их несправедливыми и открыто попирает их, призывая других к изменению существующего строя. Нонконформист ищет новую мораль и действует вполне ответственно, хотя и отклоняется от существующих норм. Это социальный реформатор, намного опередивший свое время. Подобную форму девиации, с точки зрения долговременной перспективы, следует назвать конструктивной (в отличие от деструктивной, когда человек знает и принимает норму, но ради выгоды способен ее нарушить, то есть поступить безответственно по отношению к обществу).