Методология анализа достижения общего равновесия микроэкономических рынков и обоснование эффекта обратной связи

МЕХАНИЗМ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ И ЭФФЕКТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Тесты

Темы для докладов

 

1. Страхование как способ минимизации риска предпринимательской деятельности.

2. Сущность и цели арбитражирования.

3. Интрапредпринимательство как способ развития корпорации.

 

Основная литература

 

1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. : Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с.

3. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

6. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

7. Сметанин С. И. История предпринимательства в России Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 192 с.

8. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

9.Экономическая теория: кейсы из российской практики. Бакалавриат Под ред. Думной Н.Н., Эскиндарова М. А.: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 256 с.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Крылова Е. Малое предпринимательство и занятость населения // Проблемы прогнозирования . – 2009. - № 1.

2. Крюков С. Поддержка малого бизнеса увеличивается // Деньги и кредит – 2009. - № 6.

3. Смирнов М., Шестоперов О., Шестоперов А., Шамрай А. Кредитование малого предпринимательства // Общество и экономика. – 2010. - № 10-11.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

 

1. Субъектами предпринимательства являются частные лица, группы лиц, связанные договорными отношениями, государство (да, нет).

2. Объектом предпринимательства является комбинация факторов производства, обеспечивающая максимизацию дохода (да, нет).

3. В рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: частная, коллективная, государственная (да, нет).

4. С позиции Й. Шумпетера, освоение нового рынка сбыта и нового источника сырья не является целью деятельности предпринимателя (да, нет).

5. Предпринимательство как метод ведения хозяйства реализуется при жесткой взаимозависимости хозяйствующих субъектов (да, нет).

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем состоит сущность, цели и функции предпринимательства с позиции Р. Кантильона, В. Зомбарта, Й. Шумпетера?

2. Каковы субъекты и объекты предпринимательства?

3. Какие существуют формы организации предпринимательской деятельности?

4. Какие условия способствуют развитию предпринимательства?

5. Каким образом с точки зрения Р. Барра формируется прибыль предпринимателя?

 


27. 1 Методология анализа достижения общего равновесия микроэкономических рынков и обоснование эффекта обратной связи.

27. 2 Модель общего равновесия Л. Вальраса.

 

При изучении различных аспектов функционирования рыночной экономики в центре нашего анализа находилось частичное равновесие, т. е.равновесие, складывающееся на рынке отдельного товара. Поскольку в экономической действительности микроэкономические рынки взаимосвязаны между собой и цены одних благ влияют на цены других, то предметом дальнейшего изучения становится общее равновесие. Под общим равновесием понимается равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.

Изучение механизма достижения общего равновесия микроэкономических рынков следует проводить в несколько этапов. Первый этап предполагает изучение первичного изменения, т. е. анализа ситуации на отдельно взятом рынке. Второй этап связан с рассмотрением изменения конъюнктуры рынков взаимодополняющих товаров. Третий этап предполагает анализ изменения ситуации на рынках взаимозаменяющих товаров. Четвертый этап предусматривает обоснование действия эффекта обратной связи.

Раскроем взаимосвязь рынков в экономике на условном примере, взяв за основу анализа рынок нового автомобиля. Допустим, что цена на новый автомобиль выросла с 6 000 до 8 000 долл. Повышение цены снизит объем продаж с 30 млн. до 20 млн. автомобилей в год. (рис. 69 а). Падение спроса на новые автомобили вызовет снижение спроса на бензин с 15 млн. до 13 млн. л. в день. Снижение спроса на бензин приведет к снижению цены бензина с 60 до 50 центов за литр (рис. 69 б). Повышение цены на новые автомобили расширит спрос на мотоциклы и увеличит срок эксплуатации старых автомобилей. Пусть спрос на мотоциклы вырастет с 70 до 80 млн. мотоциклов в год, а цена мотоцикла увеличится с 1 500 до 2 000 долл. (рис. 69 в). Увеличенный срок эксплуатации старых автомобилей вызовет рост числа услуг по ремонту со 130 млн. до 150 млн. в год, а цены возрастет с 500 до 600 долл. (рис. 69 г). В результате более длительного срока использования старых автомобилей и увеличения спроса на мотоциклы спрос на новый автомобиль упадет до 10 млн. в год. Это побудит производителей снизить цену нового автомобиля до 7 000 долл. (рис. 69 а).

 

 
 

Рис 69 а Рынок нового автомобиля

Рис 69 б Рынок бензина

 
 

Рис 69 в Рынок мотоциклов

 
 

Рис. 69 г Рынок авторемонтных услуг

Рассмотренный пример взаимодействия четырех рынков наглядно показывает, что равновесные цены и объемы продаж на микроэкономических рынках определяются с учетом эффекта обратной связи, отражающего динамику частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. Механизм общего равновесия свидетельствует, что уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты.