Сущность и функции предпринимательства

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

Задачи

 

№ 1.Студент имеет 100 долл. и решает, сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долл. Инфляция составляет 14 % в год.

1. Какова номинальная процентная ставка?

2. Какова реальная процентная ставка?

№ 2.Потребитель планирует получить 3000 руб. через год, еще 5000 руб. через 3 года и 7000 руб. через 5 лет. Какова сегодняшняя ценность будущих доходов потребителя, если ставка процента составляет 10 %?

 

Контрольные вопросы

 

1. Что понимается под капиталом как фактором производства?

2. Какова природа и последствия физического и морального износа основного капитала?

3. Каким образом формируется равновесная ставка процента на рынке капитала с точки зрения представителей неоклассической школы?

4. В чем состоит принцип дисконтирования и каким образом рассчитывается текущая и будущая стоимость денег?

5. Какие существуют упрощенные методы расчета будущей стоимости?

 

 


 

26. 1 Сущность и функции предпринимательства.

26. 2 Экономическая характеристика предпринимательства.

26. 3 Прибыль как форма вознаграждения за услуги предпринимателя.

 

 

Предпринимательство является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики и одним из ведущих факторов производства. Термин «предприниматель» ввел в научный оборот английский экономист Р. Кантильон в 18 веке. Согласно Кантильону, предприниматель – это человек с неопределенными нефиксированными доходами, отличительной чертой которого является риск, а основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Большой вклад в развитие теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель – по Зомбарту, это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробудить их интерес, завоевывать доверие). Определяя цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделил стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненный - рост прибыли, поскольку без неё невозможно процветание.

Й. Шумпетер относил к предпринимателю того человека, который берется за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивает экономическое развитие. К функциям предпринимателя Шумпетер отнес:

· Создание нового, ещё незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами.

· Введение нового, ещё не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства.

· Завоевание нового рынка сбыта продукции или более широкое использование прежнего.

· Использование нового вида сырья или полуфабрикатов.

· Введение новой организации дела и, например, достижение монопольного положения на рынке.

Разработанная Й. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства. Однако, данная характеристика безусловно не является исчерпывающей. В последствии, Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя – слежение за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя.

Таким образом, в научной и учебной литературе сформировался однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в экономическое развитие.

Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства необходимо рассмотреть экономическое содержание предпринимательской деятельности.