Монополистической конкуренции

Понятие и признаки рынка

НА РЫНКЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ

Задачи

№ 1. На локальном потребительском рынке действует фирма – «чистый» монополист, которая сталкивается с наклонным графиком спроса на свою продукцию и для увеличения объема продаж вынуждена снизить цену. При снижении цены на 3 ден. ед. объем продаж возрастет на 1 единицу товара. Составьте таблицу, рассчитайте валовый и предельный доход чистого монополиста. Построив график валового дохода, определите, какую комбинацию «цена-количество» следует выбрать чистому монополисту для максимизации прибыли.

Р Q TR MR
? ?
? ?

и т. д.

№ 2.Информация о функции спроса на продукцию монополиста и его общих затратах приведена в таблице.

 

Выпуск в ед. времени Цена, ден. ед. Общие затраты, ден. ед.

 

При каком выпуске монополист максимизирует прибыль и какую цену при этом назначит?

 

Контрольные вопросы

 

1. Какими характерными чертами обладает чистая монополия?

2. Какие существуют барьеры для входа на монополизированный рынок?

3. Каким образом можно измерить степень монопольной власти над рынком?

4. Каким образом в условиях монополии достигается равновесие?

С какой целью монополии применяют ценовую дискриминацию

 


19. 1 Понятие и признаки рынка монополистической конкуренции.

19. 2 Равновесие монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах функционирования.

19. 3 Последствия проявления монополистической конкуренции на микроэкономических рынках.

 

Монополистическая конкуренция – это модель рыночной организации, при которой большое число небольших по размеру фирм – производят и предлагают к продаже схожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация товаров проявляется преимущественно в качестве и методах стимулирования сбыта. Фирма, обеспечивая за счет уникальной технологии, исключительные свойства производимому продукту, становится в определенном смысле монополией (монополией по дифференцированному продукту). Она самостоятельно устанавливает цену без учета возможных конкурентных стратегий и стремится к максимизации прибыли. Однако, большое число товаров-аналогов и незначительная доля отдельной фирмы в объеме рыночного предложения сужает возможности проявления рыночной власти. На рынке монополистической конкуренции фирма выступает одновременно в двух качествах: как монополист, обладая уникальной технологией производства продукта и рыночной властью, и как конкурент, сталкиваясь в условиях субституции с борьбой фирм за вкусы и предпочтения потребителей. Двоякая роль фирм и обусловила двойственное название рынка «монополистическая конкуренция».

Вход фирм на рынок монополистической конкуренции считается относительно свободным и не затруднен непреодолимыми барьерами. Монополистическая конкуренция характерна для отраслей легкой и пищевой промышленности, производства мебели, обуви, верхней одежды, косметики и парфюмерии, таким образом, для тех сфер экономической деятельности, в которых имеет место разнообразие вкусов, потребностей и предпочтений потребителей.

Анализ поведения фирмы на рынке монополистической конкуренции (монополистического конкурента) предполагает изучение конфигурации кривой спроса на продукцию в условиях высокой степени субституции, сопоставление предельного дохода и предельных издержек, сравнение цены и средних валовых издержек.


Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента наклонена вниз. Она показывает, что фирма для увеличения объемов реализации вынуждена снижать цены. На рынке монополистической конкуренции при взаимозаменяемости предлагаемых товаров ценовая эластичность спроса выше, чем при чистой монополии, но ниже, чем при совершенной конкуренции.

Степень субституции товаров, уровень ценовой эластичности спроса и интенсивность конкурентной борьбы модифицирует конфигурацию графика спроса на рынках совершенной конкуренции, чистой монополии и монополистической конкуренции (рис. 50). Высокий уровень качества, обеспечивающий уникальные свойства товара, создает монополистическому конкуренту круг приверженных покупателей торговой марке, спрос которых носит неэластичный характер.

Высокая степень субституции побуждает монополистического конкурента проводить активную рекламную кампанию.