Эффективность функционирования рынка совершенной конкуренции

Долгосрочное равновесие и предложение конкурентной фирмы

Вдолгосрочном периоде конкурентная фирма также исходит из задачи максимизации прибыли (рис. 44). Условие долгосрочного равновесия конкурентной фирмы включает:

1. Условие краткосрочного равновесия: МС = MR (P).

2. Оптимизацию эффекта масштаба, т. е. достижение минимума LAТC.

 

 

 
 

Рис. 44 Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы

Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек (LMC), расположенную выше точки Е (рис. 45).

 
 

Рис. 45 Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Кривая предложения отрасли строится путем суммирования объемов долгосрочного предложения фирм, производящих однородный продукт

 

Представители классической политической экономии, исследовав особенности рынка совершенной конкуренции, обосновали эффективность его функционирования с позиции равновесия. Согласно воззрениям классиков, неограниченная конкуренция является единственным действенным способом обеспечения экономической эффективности хозяйственной деятельности рыночных субъектов. Обосновывая эту позицию, А. Смит в труде «Исследование о причинах богатства народов» писал «каждый участник рынка стремится только к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая в конце концов результат, о котором он и не думал». А результатом, по мнению А. Смита, является цена, которая обеспечивает реализацию экономических интересов как продавца, так и покупателя (рис. 46). В этом и проявляется эффективность конкурентного рынка по Парето, когда никто не может улучшить своего положения без ухудшения положения кого-то другого.

 

 
 


P

S

 
 


E

P

D

 

0 Qe Q

 

Рис. 46 Равновесие рынка совершенной конкуренции

 

В точке рыночного равновесия (т. Е) максимизируется выигрыш как потребителя, так и производителя, обеспечивается эффективность по Парето, которая автоматически поддерживается за счет механизма функционирования рынка. В ситуации эффективности по Парето фирма производит товар при рациональном распределении ресурсов, а реализует его по цене на уровне минимальных средних издержек.