Краткосрочное равновесие и предложение конкурентной фирмы

Совершенной конкуренции

Понятие и основные черты рынка

НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

17. 1 Понятие и основные черты рынка совершенной конкуренции.

17. 2 Краткосрочное равновесие и предложение конкурентной фирмы.

17. 3 Долгосрочное равновесие и предложение конкурентной фирмы.

17. 4 Эффективность функционирования совершенно-конкурентного рынка.

 

Под совершенной конкуренцией понимается положение фирм на рынке, при котором влияние каждой из них на общую конъюнктуру ничтожно мало и им можно пренебречь. К основным характеристикам рынка совершенной конкуренции можно отнести:

1. Число фирм и покупателей очень велико и они не могут вступить в сговор относительно совместной стратегии.

2. Все фирмы отрасли производят и предлагают на рынок однородный, стандартизированный продукт.

3. Вход на рынок новых фирм свободен и выход с него также не затруднен никакими барьерами.

4. Существует однородность, мобильность и доступность ресурсов, в том числе и информации.

5. Поведение фирм и покупателей на рынке подчинено принципу экономической рациональности, в соответствии с которым продавцы стремятся максимизировать прибыль, а покупатели - потребительский излишек.

6. Продавцы и покупатели владеют полной и достоверной информацией о состоянии рынка. Подобная характеристика называется «прозрачностью» или транспарентностью рынка.

7. Наблюдается минимальное государственное регулирование рыночных отношений.

Анализ отмеченных особенностей позволяет судить об абстрактном характере данной модели рыночной организации. В современной экономике лишь некоторая часть рынков, например, рынки отдельных видов сельскохозяйственной продукции(например, рынок зерна), рынок валют, ценных бумаг функционируют по типу совершенной конкуренции.

Совершенную конкуренцию принято называть «чистой», поскольку она лишена ограничений, препятствующих развитию экономического соперничества рыночных субъектов. Изучение рынка совершенной конкуренции позволяет в общем виде понять, как функционирует рыночная экономика и каким образом хозяйственные субъекты принимают рациональные решения, направленные на максимизацию целевой функции.

 

 

 
 

Фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции, называется конкурентной фирмой. В силу малой доли в общем объеме рыночного предложения она не влияет на цену готовой продукции и принимает ее как заданную рынком. Таким образом, конкурентная фирма является ценополучателем или «прайстайкером». Для конкурентной фирмы выполняется равенство: Р=Р* =const. Выручка от реализации составляет TR=P/ * q, q – объем продаж конкурентной фирмы, а Р/ - равновесная рыночная цена.

Рис. 41 Равновесие рынка и кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы

Спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен по цене и выражается горизонтальной линией на уровне равновесной рыночной цены Р/(рис. 41).

Для анализа рыночного поведения конкурентной фирмы используются понятия «валового» («совокупного»), «среднего» и «предельного» доходов.

Валовой доход (валовая выручка, TR) - это общая сумма денежных поступлений от продажи определенного количества товара: TR = P *q.

Средний доход (средняя выручка, АR) – это доход, приходящийся на единицу проданного товара: AR = TR /q.

Предельный доход (предельная выручка, МR) – этоприращение дохода за счет увеличения объема продаж на одну дополнительную единицу товара: MR = D TR/ Dq.

Из приведенных определений вытекает ряд следствий:

1. Валовая выручка конкурентной фирмы прямо пропорциональна количеству проданного товара (рис. 42).

 

 
 

Рис. 42 Валовая, средняя и предельная выручка конкурентной фирмы

2. Средняя выручка конкурентной фирмы совпадает с ценой товара: АR= TR / q = P *q / q=P.

3. Предельная выручка конкурентной фирмы совпадает с ценой товара:MR = D TR/ Dq = D P*q / Dq = P * Dq / Dq = P.

4. Кривая спроса конкурентной фирмы выражается кривой среднего и предельного дохода (рис. 42).

Для уяснения вопросов о том, как конкурентная фирма выбирает объем производства и при каких условиях достигается равновесие, примем следующие допущения:

1. Конкурентная фирма производит один продукт.

2. Целью деятельности конкурентной фирмы является максимизация прибыли.

При выборе объемов производства конкурентной фирме следует руководствоваться следующими правилами:

1. Если предельный доход конкурентной фирмы будет больше предельных издержек, то прибыль от реализации каждой дополнительной единицы продукции имеет положительное значение и, следовательно, производство надо увеличивать.

2. Если предельный доход конкурентной фирмы будет меньше предельных издержек, то реализация каждой дополнительной единицы продукции убыточна, дополнительная прибыль отрицательна и, следовательно, производство надо сокращать.

3. Если предельный доход конкурентной фирмы будет равен предельным издержкам, то дополнительная прибыль равна нулю, а валовая прибыль максимальна.

Таким образом, условием равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде является равенство: МС = МR (Р).

Если конкурентная фирма убыточна, то задачей производителя становится минимизация убытков. Фактически такая фирма стоит перед выбором: либо производить некоторое количество продукции, либо временно закрыть производство. Окончательное решение следует принимать на основании сравнения цены готовой продукции и средних переменных издержек:

1. Если P > АVС, то для убыточной фирмы это означает, что цена не покрывает общие, но покрывает средние переменные и частично средние постоянные издержки. Такой фирме следует остаться на рынке и продолжить производство.

2. Если P < АVС, то для убыточной фирмы это означает, что цена не покрывает общие, а переменные издержки лишь частично. В данном случае производство следует остановить.

Таким образом, точка минимума AVC называется точкой «бегства фирмы с рынка».

На рис. 43 кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы будет совпадать с отрезком кривой предельных издержек, лежащим выше точки «бегства фирмы с рынка» (т. А/). Кривая предложения конкурентной фирмы показывает объем выпуска, который будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобы максимизировать прибыль, либо минимизировать убытки. В случае, если цена товара будет выше минимума АТС, то фирма максимизирует прибыль. Если цена, напротив, меньше минимума АТС, то фирма работает в режиме минимизации убытков. Если цена равна минимуму АТС, то фирма как не получает прибыли, так и не несет убытков. Иными словами окажется в ситуации безубыточности. Следовательно, точка минимума АТС является «точкой безубыточности» (рис. 43).

Совокупность объемов предложения отдельных фирм, производителей однородной продукции, определит величину отраслевого предложения.

 

 
 

Рис. 43 Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде