Цели деятельности фирмы в постиндустриальной экономике

Критерии классификации и виды фирм

Для классификации фирм применяются различные признаки:

1. Исходя из основной цели деятельности, хозяйствующие субъекты делятся на коммерческие, стремящиеся получить максимальную прибыль, и некоммерческие, стремящиеся удовлетворить индивидуальные или общественные потребности в социальных благах.

2. По виду хозяйственной деятельности, выделяются промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и иные предприятия. Например, к промышленным относятся те предприятия, 50 % выпуска которых приходится на промышленную продукцию.

3. По принадлежности капитала, различают национальные (капитал которых принадлежит гражданам страны), иностранные (владельцы которых – иностранные граждане) и совместные (капитал которых сформирован гражданами двух и более государств).

4. Исходя из формы собственности, выделяют три вида фирм или предпринимательства:

· Индивидуальное или частное предпринимательство;

· Товарищество или партнерство;

· Корпорация или акционерное общество.

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Собственник полностью отвечает по всем обязательствам фирмы, самостоятельно выполняет управленческие и иные функции. В РФ согласно нормам Гражданского Кодекса граждане могут заниматься индивидуальным предпринимательством без образования юридического лица (ИПБОЮЛ).

Товариществом или партнерством называется бизнес, которым владеют два и более человек. Товарищества существуют в двух формах. При полном товариществе собственники бизнеса несут полную ответственность по всем хозяйственным обязательствам не только вложенным капиталом, но и принадлежащим им имуществом. При этом прибыль или убытки распределяются пропорционально доли вложенного капитала каждого собственника. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) организуется на основании договора нескольких лиц, который регламентирует полную ответственность действительных его членов и ограниченную ответственность членов-вкладчиков (коммандистов).

Корпорацией или акционерным обществом называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. В РФ акционерные общества функционируют в двух формах. Акционерное общество, акции которого могут свободно продаваться и покупаться на рынке ценных бумаг, называется открытым. Акционерное общество, акции которого могут распространяться среди определенных лиц, например, среди учредителей или членов трудового коллектива, называется закрытым. Владелец акции становится совладельцем капитала и обладает правом голоса при принятии управленческого решения по принципу «одна акция – один голос». Владельцем капитала является лицо, имеющее контрольный пакет акций акционерного общества, т. е. более 50 %.

По форме собственности также различают государственные, муниципальные и кооперативные предприятия. Государственные предприятия могут быть как коммерческие, так и некоммерческие. Они создаются государством в тех отраслях народного хозяйства, которые «непривлекательны» для частного бизнеса, требуют серьезных инвестиционных затрат с большим сроком окупаемости, обеспечивают производство общественных благ. Особым типом государственных предприятий являются унитарные, которые преследуют цель получения прибыли, но не обладают правом собственности на закрепленное имущество. Согласно статистическим данным, доля государственных предприятий в объеме выпущенной промышленной продукции в Западных странах колеблется от 20 до 25 %.

Представленные формы организации предпринимательства имеют как достоинства, так и недостатки.

По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес. При этом критерии деления предприятий на малые, средние и крупные дифференцируются в странах с развитой рыночной экономикой. Например, в США широко используется критерий численности наемных работников. Наименьшим считается предприятие, если занято не более 10 человек, мельчайшим – не более 20 человек, мелким – не более 99 человек, средним – не более 500 человек, а крупным – более 500 человек.

В отечественной практике предприятия могут быть отнесены к малым, если:

1. доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и иных организаций не превышает 25 %;

2. доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;

3. численность занятого персонала в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле – и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в других отраслях – 50 человек.

В современной западной экономике малый (мелкий) бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят работу более половины всех занятых. Например, в США малыми предприятиями производится более :60 % всех услуг, 50 % всей выпускаемой продукции и около половины всех нововведений.

Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от англ. Franchise - льготный) и венчурного (от англ. Venture – рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности и на определенной территории. Они получают льготы в виде скидок на приобретение и монтаж оборудования, получение кредита и т. д.

Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные фирмы делают бизнес на нововведениях и стремятся завершить разработку одних и перейти к работе над другими проектами. Родиной венчурного бизнеса являются США, где он возник после второй мировой войны.

Средний бизнес играет в современной экономике менее заметную роль. В своей маркетинговой стратегии фирмы реализуют принцип «нишевой» специализации и действуют на определенных ограниченных сегментах рынка. Средний бизнес непрочен, т. к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким бизнесом, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще.

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает возможность производить массовую продукцию, рассчитанную на широкий круг потребителей. По мнению большинства авторитетных экспертов, несмотря на значительную роль малых и средних предприятий, именно крупный бизнес является основой рыночной экономики. Вместе с тем, в отечественной и зарубежной хозяйственной практике сложились и другие формы организации и ведения бизнеса: холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, альянсы, транснациональные корпорации.

В конце 20 века в обществе сформировались тенденции, отрицающие цели индустриальной экономики. Стала осуществляться ориентация на качество, получили распространение небольшие, но эффективные фирмы, использующие ресурсосберегающие технологии. Подобные структурно-технологические изменения стали глобальным процессом, в котором ключевая роль принадлежит информационным технологиям. В связи с этим информация начинает рассматриваться как основной объект деятельности фирмы. С появлением книги Дж. Гелбрейта «Новое индустриальное общество» получила распространение идея соответствия целей фирмы целям общества и личности. В данной концепции цели фирмы структурируются в иерархию, в которой цель обеспечения самостоятельности и обеспечения необходимого минимального объема дохода работников являются главными. Как только фирма достигнет этих целей, то начинают преобладать цели значимые для общества. В процессе движения к постиндустриальному обществу исходные критерии рациональности, состоящие в эффективном распределении и использовании ограниченных ресурсов и благ, дополняются новыми – оптимизацией взаимодействия фирм, личности и общества, включая максимизацию удовлетворения потребностей в материальных благах.