Понятие и целевая функция фирмы

ФИРМА И ЕЕ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Темы для докладов

1. Структура, источники формирования и виды денежных доходов домашних хозяйств в рыночной экономике.

2. Направления и объемы потребительских расходов домохозяйств.

Основная литература

1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. : Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория. Элементарный курс: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 520 с.

3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

5. Экономическая теория: кейсы из российской практики. Бакалавриат / Под ред. Думной Н. Н., Эскиндарова М. А. : Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 256 с.

Тесты

 

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Между понятиями «семья» и «домашнее хозяйство» не существует принципиальных отличий и поэтому их отождествление вполне правомерно (да, нет).

2. Домохозяйство может объединять нескольких семей (да, нет).

3. Домохозяйства играют ключевую роль только на рынке товаров и услуг (да, нет).

4. Домохозяйства снабжают рыночную экономику факторами производства, такими как труд, земля, капитал, предпринимательская способность (да, нет).

5. Семья является основным звеном в формировании и накоплении человеческого капитала (да, нет).

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключаются различия между семьей и домохозяйством?

2. Какие социальные и экономические функции выполняют семья и домашнее хозяйство?

3. За счет каких источников формируется семейный бюджет и какова его структура?

4. Каковы ключевые направления расходов домохозяйств?

14. 1 Понятие и целевая функция фирмы.

14. 2 Критерии классификации и виды фирм.

14. 3 Цели деятельности фирмы в постиндустриальной экономике.

. Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночный отношений существенно эволюционировала. Первоначально фирма (от итал. Firma – подпись) означала торговое имя коммерсанта. В настоящее время фирма рассматривается как определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производством экономических благ и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать.

В современном лексиконе термин «фирма» используется как обобщающее понятие. Фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, понимается однопрофильное, одно-продуктовое производство. Однопрофильные предприятия выпускают и реализуют один продукт. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономического спада.

Целевая функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Современные фирмы реализуют целевую функцию в условиях взаимодействия факторов внешней и внутренней среды функционирования. Внутреннюю среду формируют цели и задачи хозяйственной деятельности, организационная структура, используемая технология выпуска, профессионально-квалификационный состав работников. К внешней среде относятся поставщики ресурсов, потребители выпускаемой продукции, конкуренты, банки, рекламные агентства, аудиторские и страховые компании, фонды, государство и т. д. внешняя среда деятельности фирмы характеризуется такими чертами, как сложность, нестабильность, асимметричность распределения информации, неопределенность.

Важное место в теории фирмы занимает проблема определения критерия оценки результатов ее деятельности. В модели классической предпринимательской фирмы таким критерием является максимизация прибыли. В модели управленческой фирмы У. Баумоля критерием оценки результатов является объем продаж, характеризующий положение фирмы на рынке и в отрасли. Отличие фирмы, максимизирую щей объем продаж от фирмы, максимизирую щей прибыль, состоит в более высоком объеме производства и более низких ценах. Модель фирмы Р. Мэрриса построена на предпосылке о том, что менеджеры в силу занимаемого ими положения способны навязать свою систему ценностей, а именно рост реальных активов фирмы становится критерием оценки результатов ее деятельности. Резкое увеличение количества слияний и поглощений в 60 – годы 20 века подтвердило теоретические воззрения Р. Мэрриса.