Темы для докладов

Интеграция кардиналистского и ординалистского подходов к исследованию особенностей рыночного спроса различных потребительских групп

 

Интеграция двух исследовательских подходов к изучению потребительского поведения позволила американскому экономисту Х. Лейбенстайну выделить ряд особенностей рыночного спроса, обусловленные вкусами и предпочтениями индивидов:

1.Под влиянием эффекта присоединения к большинству потребитель, находясь в прямой зависимости от мнения других, покупает то, что приобретают другие.

2. Под воздействием эффекта сноба потребитель, находясь в обратной зависимости от мнения других, покупает те товары, потребление которых выделит его из толпы.

3.Сила эффекта Т. Веблена заключается в проявлении престижного или демонстративного потребления, когда товары или услуги используются главным образом для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Наряду с социальными эффектами Х. Лейбенстайн обосновал два типа спроса:

1. Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительные покупки товаров в настоящем.

2. Нерациональный спрос или незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.

Таким образом, Лейбенстайн в отличите от кардиналистов и ординалистов, допускал возможность нерационального потребительского поведения, формируемого под влиянием психологических мотивов спроса.

 

1. Трехмерное представление функции полезности в случае двух продуктов.

2.Модификация конфигураций кривых безразличия в зависимости от типа благ,входящих в потребительский набор.

3.Свойства бюджетной линии и ее роль в определении равновесия потребителя.

4.Факторы изменения равновесия потребителя (внешние и внутренние).

5.Влияние субъективной полезности на рыночную цену экономического блага (анализ моделей обмена – ящика Эджуорта и таблицы Менгера).

Основная литература

1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. : Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

5. Шаститко А. Е. Модели человека в экономической теории: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 142 с.

Дополнительная литература

 

1. Володина Д. Модель потребителя будущего в теориях постиндустриального общества // Общество и экономика. – 2010. - № 9.

2. Меркулова Ю. Как повысить общественную полезность товарного предложения? // Общество и экономика. – 2010. - № 3-4.

3. Ольсевич Ю. Психологические основы экономического поведения // Вопросы экономики. – 2010. - № 6.