Ординалистский подход к анализу потребительских предпочтений и равновесия потребителя в условиях ограниченности денежного бюджета


Второй концептуальный подход – ординалистский (порядковый) является более современным и не требует точного количественного измерения полезности. Основной исследовательский акцент сделан на ранжировании экономических благ с позиции предпочтительности для потребителя. Ординалисты (Ф. Эджуорт, В. Парето, Р. Аллен, Е. Слуцкий, Дж. Хикс, П. Самуэльсон) предложили использовать в качестве инструмента анализа потребительских предпочтений – кривую безразличия – линию, каждая точка которой представляет наборы двух благ (Х и Y), равноценных между собой с позиции потребителя (рис. 17а). Картой кривых безразличия является полная совокупность кривых безразличия отдельного потребителя (рис. 17б).

 

Английский экономист Ф. Эджуорт (1845-1926 гг.) математическим путем обосновал следующие свойства кривых безразличия:

1. Для нормальных товаров имеют отрицательный наклон.

2. Кривая безразличия, лежащая правее и выше другой кривой, содержит более предпочтительные наборы.

3. Кривые безразличия не пересекаются.

4.Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве потребительских благ.

5.Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Конфигурация кривых безразличия зависит от типов благ, входящих в потребительский набор. Если предельная полезность продукта положительна и его добавление в набор увеличивает общую полезность, то продукт называется благом. Если предельная полезность товара отрицательна и его добавление в набор снижает общую полезность, то продукт называется антиблагом. Нейтральным благом считается продукт предельная полезность которого равна нулю. Благо смешанного типа - это продукт, потребление которого в малом количестве является благом, а в большом – антиблагом (например, продукты питания – хлеб и молоко).

Y Y U1 Y U<0

U>0 U<0 U2

U2 U>0 U2

U1 X X U1 X

 

а) благо – благо б) благо - антиблаго в) антиблаго – антиблаго

 

Y Y

C

U2

U1

u1 u2 X X

г) У – нейтральное благо д) блага смешанного типа

 

Рис. 18 Кривые безразличия

 

Наклон кривой безразличия отражает относительные предпочтения потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называется предельной нормой замещения. Предельная норма замещения благом Х блага Y (MRS) показывает объем блага Y, от которого должен отказаться потребитель, чтобы увеличить потребление блага Х на единицу при неизменном уровне полезности:

MRS = -∆У/∆Х при U = const

Кривые безразличия позволяют выявить предпочтения потребителя. Однако при этом не учитываются цены товаров и доход потребителя. Они лишь показывают возможность замены одного блага другим, но не определяют, какой именно набор товаров потребитель сочтет для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение, показывающее, какие наборы товаров можно приобрести за данную сумму денег.

Если I – доход потребителя, РХ – цена блага Х, РY – цена блага Y, а Х и Y – приобретаемые количества благ, то уравнение бюджетного ограничения записывается в виде:

I = PХ Х + РY Y.

При Х=0, Y = I:PY , т. е. весь доход расходуется на благо Y. При Y=0, Х= I:Pх , т. е. весь доход расходуется на благо Х.

 
 

Граница бюджетных возможностей неизменна при неизменном доходе потребителя и ценах экономических благ (рис. 19).

При неизменных ценах линия бюджетных возможностей (ЛБВ) потребителя сдвигается параллельно вверх, если доход увеличивается (рис. 20 а), или вниз, если уменьшается (рис. 20а). Если при неизменном доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон ЛБВ (рис. 20б). Если цены меняются одновременно и одинаково, то это аналогично изменению дохода, например, при росте цен ЛБВ смещается параллельно влево (рис. 20в).

 

 
 

 
 

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя (рис. 21).

В точке равновесия (т. Е) наклон ЛБВ, определяемый соотношением цен товаров, совпадает с наклоном кривой безразличия, определяемым предельной нормой замещения. Алгебраически условие равновесия выражается в виде: Pх/Pу=MRSxy, а т. к. MRSxy=MUx/MUy, то MUx/MUy= Pх/Pу, или MUx/ Px= MUy/ Py. Таким образом, условие равновесия, сформулированное кардиналистами, совпадает с условием равновесия ординалистов.

Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен. Эффект цены распадается на эффект дохода и эффект замещения (субституции). Эффект дохода заключается в том, что при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, если цена товара снижается. Эффект замещения проявляется в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты.

Рациональный потребитель формирует свое поведение на рынке исходя из сравнения предельной полезности последней единицы блага с ее рыночной ценой. Если предельная полезность i–й единицы блага больше рыночной цены, то имеет место излишек (избыток, рента или прибыль) потребителя, рассчитываемая по формуле: di = MUi – p.

Поскольку график предельной полезности совпадает с графиком индивидуального спроса на благо, то графически излишек потребителя выражается заштрихованной площадью на рис. 22.

P  
 
 


P0 S

 
 


D

 

Q

 

 

 

 

 

Рис. 22 Излишек потребителя

Рыночный излишек образуется как сумма излишков всех потребителей, действующих на рынке в данный период времени (рис. 23).

P
 
 

 


P0 S

 
 


D3

D1 D2

Q

 

Рис. 23 Рыночный излишек

Таким образом, рыночный излишек по своей экономической сути – это совокупная полезность, получаемая потребителем от потребления благ в определенный период времени.

 
 

Точки касания кривых безразличия с линиями бюджетных ограничений показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с изменением его дохода. Кривая, соединяющая точки равновесия потребителя, названа Дж. Хиксом кривой «доход-потребление», а в американской литературе она получила название «кривая уровня жизни» (рис. 25).

Рис. 25 Кривая «доход – потребление»

Если кривая «доход-потребление» – луч, выходящий из начала системы координат под углом 450 , то с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление благ Х и Y. Если покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В рассматриваемом примере происходит сначала быстрый рост, а затем относительное уменьшение потребления блага Y и постепенное увеличение потребления блага Х.

 
 

В 19 веке немецкий статистик Э. Энгель впервые рассмотрел зависимость потребления от дохода потребителя. Для построения кривой Энгеля отложим по вертикальной оси доход потребителя (I), а по горизонтальной – объем потребления одного товара (Х1).

Форма кривых Энгеля позволяет классифицировать товары на нормальные (с выделением в этой группе предметов первой необходимости и предметов роскоши) и на относительно худшие. На рис. 26 а кривая Энгеля имеет положительный наклон, т. е. с ростом дохода потребление товара Х1 возрастает (товар Х1 – нормальный товар). На рис. 26 б кривая Энгеля имеет отрицательный наклон, т. е. с ростом дохода потребление товара Х2 сокращается (товар Х2 – товар худшего качества).

Рассмотрим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной - цену блага А. Допустим, цена блага А снизилась со 100 руб. до 50 руб. Потребитель при новых условиях за 100 руб. может купить 2 единицы блага А. Графически это отражается сдвигом ЛБВ из положения 1 в положение 2 и т. д. (рис. 27). Последующее снижение цены отражают ЛБВ3 и ЛБВ4. Соединив точки равновесия, получим кривую «цена-потребление».

 
 


Ам