Кардиналистский подход к определению полезности экономического блага и условий рационального потребительского выбора

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Задачи

Темы для докладов

1. Роль и значение ценовой эластичности спроса при разработке стратегии развития фирмы на рынке.

2. Взаимодействие налоговых сборов и эластичности предложения.

Основная литература

1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. : Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

5. Чернецова Н. С., Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Экономическая теория: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 264 с.

№ 1.Функция спроса на товар Х задана в таблице:

 

Цена, ден. ед. Объем спроса, шт.

1. Рассчитать коэффициент эластичности спроса по цене на участках: а) 3 и 4 ден. ед, б) 5 и 6 ден. ед., в) 6 и 7 ден. ед.

2. По значениям коэффициента эластичности определите характер эластичности спроса по цене товара Х.

№ 2.Определите коэффициент эластичности спроса по доходу и категории товаров А и В на основе следующих данных: при доходе 5 500 ден. ед. в месяц объем спроса на товар А составит 15 единиц, а при доходе 6 000 ден. ед. – 20 единиц; при доходе 3 000 ден. ед. в месяц объем спроса на товар В составит 24 единицы, а при доходе 4 000 ден. ед. – 14 единиц. Приведите примеры товаров А и В.

№ 3. Определите коэффициент перекрестной эластичностиспроса на товар Х по цене товара У, если известно, что при цене товара У – 50 ден. ед объем спроса на товар Х – 100 шт., а при цене товара У – 80 ден. ед. объем спроса на товар Х составит 130 шт. По значению коэффициента эластичности дайте характеристику товарам Х и У, приведите примеры.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что выражает термин «эластичность» и какие виды эластичности вам известны?

2. Каким образом измеряется эластичность спроса и предложения?

3. Какой спрос называется эластичным, неэластичным, абсолютно эластичным, абсолютно неэластичным?

4. Какие товары называются товарами первой необходимости, взаимодополняющими, взаимозаменяющими?

5. Какова сфера применения показателей эластичности спроса и предложения в практической деятельности маркетолога, занимающего исследованием рынка сбыта продукции и конкурентной среды?

12. 1 Кардиналистский подход к определению полезности экономического блага и условий рационального потребительского выбора.

12. 2 Ординалистский подход к анализу потребительских предпочтений и равновесия потребителя в условиях ограниченности денежного бюджета.

12. 3 Интеграция кардиналистского и ординалистского подходов к исследованию особенностей рыночного спроса различных потребительских групп.

 

Потребитель является ключевым экономическим субъектом, чье поведение на рынке исследуется на микроуровне. В связи с этим в микроэкономической теории сложились различные концептуальные подходы к исследованию потребительского поведения. Первый научный подход – кардиналистский (количественный) – основывается на на предпосылке о возможности точного количественного выражения полезности экономического блага.

Понятие полезности было введено в научный оборот английским философом И. Бентамом. Согласно его научной позиции, полезность – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Исследуя природу полезности, немецкий экономист и математик Г. Госсен в 1845 г. выявил следующую закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности ТU. Хотя общая полезность с увеличением количества потребленных благ постепенно возрастает, предельная полезность – МU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 16 ). Максимум общей полезности достигается в т. А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это свидетельствует о том, что потребляемое благо полностью удовлетворяет потребность потребителя.

 


Рис. 16 а Динамика Рис. 16 б Динамика

общей полезности экономического предельной полезности

блага экономического блага.

 

На основе выявленной закономерности Г. Госсен сформулировал два закона рационального поведения потребителя на рынке. Суть первого закона Г. Госсена (закона насыщения потребностей) состоит в том, чтопредельная полезность каждой следующей единицы блага, потребляемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Таким образом, функция полезности, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества, может быть выражена в виде: Ui = f (Qi),

где U – полезность блага,

Qi – последовательно потребляемые части блага.

По мнению кардиналистов, степень удовлетворения потребности человека можно выразить с помощью условной единицы – ютиль. Например, если потребитель покупает 10 единиц блага (яблоки), то общая полезность (U) этого количества яблок равна 10 ютилям. Если покупается 11 – е яблоко, то общая полезность возрастает и равняется 11 ютилям. Предельная полезность может быть определена по формуле:

MU = (U11-U10)/(11-10)=(U11-U10)/1

По мнению кардиналистов, если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены. Рациональным потребителем принято считать такого рыночного субъекта, который стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей путем потребления полезных свойств благ и услуг с учетом существующих ограничений в доходе и ценах. Таким образом, кардиналисты обосновали правило максимизации полезности, которое состоит в том, чтобы в процессе потребительского выбора каждая последняя единица денежных затрат приобретаемых благ приносила одинаковую предельную полезность. Алгебраически это правило реализуется при условии:

MU1/P1=MU2/P2=MU3/P3, где

MU1, MU2, MU3 –предельная полезность благ, входящих в потребительский набор,

P1, P2, P3, -цены благ.

Второй закон Г. Госсена гласит: при заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам. Таким образом, в кардиналистской концепции, критерием рациональности потребительского поведения является не общая или предельная полезность благ, а предельная полезность на затраченный рубль.