ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК КОНЪЮНКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Задачи
Темы для докладов
1. Причины, формы и последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования.
2. Роль косвенных налогов в установлении равновесной рыночной цены.
3. Роль государственных субсидий (дотаций) в установлении равновесной цены.
4. Способы противодействия товарному дефициту.
Основная литература
1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. : Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с.
2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.
3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.
4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.
5. Чернецова Н. С., Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Экономическая теория: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 264 с.
Дополнительная литература
1. Малахов В. Подходы к прогнозированию спроса на электроэнергию в России // Проблемы прогнозирования. – 2009. - № 2.
2. Майерсон Р. Равновесие по Нэшу и история экономической науки // Вопросы экономики. – 2010. - № 6.
3. Юнь В. Взаимосвязь между динамикой цен и динамикой спроса на нефть: современные особенности // Проблемы прогнозирования. – 2009. - № 6.
№ 1.В таблице 1 представлены данные, характеризующие конъюнктуру рынка пепси-колы.
Таблица 1
Цена (ден. ед.) | Объем спроса (млн. банок в год) | Объем предложения (млн. банок в год) |
1. По данным таблицы 1 постройте кривую спроса и кривую предложения пепси-колы на рынке.
2. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.
3. Если рыночная цена банки пепси-колы составит 20 ден. ед., то что будет характерно для рынка – дефицит или избыток? Каков их объем?
4. Если рыночная цена банки пепси-колы составит 30 ден. ед., то что будет характерно для рынка – дефицит или избыток? Каков их объем?
5. С наступлением лета потребление пепси-колы увеличивается на 10 млн. банок в год при каждом значении цены. Каковы будут при данных условиях равновесные цена и объем продаж?
6. Снижение потребительских расходов уменьшает потребление пепси-колы на 5 млн. банок в год при каждом значении цены. Каковы будут при данных условиях равновесные цена и объем продаж?
№ 2.Функция спроса на товар задается выражением D = 40-5Р, функция предложения S = -5+4Р. Определите:
1. Равновесную цену и равновесный объем продаж на данном рынке.
2. Как изменятся спрос и предложение, если установится цена, равная 4 ден. ед.
3. Каков будет объем продаж, если установится цена, равная 6 ден. ед.
№ 3.Первоначальная функция предложения выражается в виде Р=5Q +7. Определите величину минимальных издержек на единицу продукции. Если введен государством акцизный налог в размере 5 ден. ед., то как эта мера регулирования рыночных отношений отразится на функции и графике предложения товара. Ответ представьте алгебраическим и графическим способами.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под спросом на товар и каково экономическое содержание закона спроса?
2. В чем состоит отличие между спросом и объемом спроса?
3. Какие факторы вызывают изменение спроса и объема спроса?
4. Что понимается под предложением товара и каково экономическое содержание закона предложения?
5. В чем состоит отличие между предложением и объемом предложения?
6. Какие факторы вызывают изменение предложения и объема предложения?
7. Как формируется равновесная цена на микроэкономическом рынке и каковы причины неравновесия?
8. Под воздействием каких факторов изменяется рыночное равновесие?
9. В чем заключается статический подход к исследованию причин и последствий изменения рыночного равновесия?
10. Каким образом исследуются изменения рыночного равновесия при динамическом подходе?
11. При каких ситуациях на рынке цена товара стремится к равновесному значению, а в каких «уходит» от него?
12. Какое влияние оказывает акцизный налог на предложение товара?
13. Какая цена называется «ценой спроса», а какая – «ценой предложения»?
11. 1 Характеристика спроса с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика.
11. 2 Характеристика предложения с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика.
11. 3 Сфера практического применения теории эластичности спроса и предложения и ее значение при анализе экономического поведения рыночных субъектов.
11.1 Характеристика спроса с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика
Спрос и предложение товара как элементы рыночного механизма не являются статичными, а находятся в постоянной динамике, обуславливая тем самым нестабильность рыночной системы.
Термин «эластичность» выражает степень чувствительности спроса к изменению воздействующих факторов: цены товара, денежного дохода потребителя, цен сопряженных товаров (субститутов и сублементов). С целью количественного выражения эластичности спроса по цене товара используется коэффициент, рассчитываемый по формуле:
p (Q2 –Q1 ) P2 – P1
Ed = (Q1 +Q2 ):2 (P1 + P2) : 2 , где
P1 – первоначальная цена товара,
P2 – последующее значение цены товара,
Q1 – первоначальный объем запрашиваемого товара,
Q2 –объем запрашиваемого товара после изменения цены,
Данная формула расчета эластичности спроса по цене товара предложена зарубежным экономистом и математиком Р. Алленом и базируется на правиле «средней точки». В экономических расчетах при анализе степени чувствительности спроса к изменению цены товара значение коэффициента Ed p берется по модулю.
Применяя данную формулу возможны следующие значения коэффициента:
1. Если Ed p › 1, то спрос эластичен, т. е. гибко реагирует на изменение цены товара.
2. Если Ed p = 1 , то спрос единично эластичный, т. е. процентное изменение цены товара вызывает аналогичное процентное изменение объема запрашиваемого товара.
3. Если 0 ‹ Ed p ‹ 1, то спрос неэластичен, т. е. слабо реагирует на изменение цены товара.
4. Если Ed p = 0, то спрос совершенно (абсолютно) неэластичен, т. е. совсем не реагирует на изменение цены товара.
5. Если Ed p стремится к бесконечности , то спрос совершенно (абсолютно) эластичен, т. е. при некоторой «привлекательной» цене отсутствует предел объема запрашиваемого товара.
В зависимости от значения коэффициента эластичности график спроса на товар приобретает определенную конфигурацию (рис. 14).
![]() ![]() ![]() ![]()
D D D
а) эластичный спрос б) единично эластичный спрос в) неэластичный спрос
P P
D г) совершенно неэластичный спрос д) совершенно эластичный спрос |
Эластичность спроса по цене товара зависит от следующих факторов:
· Наличие товаров-заменителей (субститутов): в случае если товар, характеризуется высокой степенью субституции, то спрос на него эластичен;
· Значимость товара для потребителя с позиции удовлетворения потребности: спрос на товары первой необходимости, обеспечивающие жизнедеятельность человека (продукты питания, медикаменты и другие), неэластичен.
· Наличие взаимодополняющих (комплектарных) товаров: спрос на менее значимый дополнитель важного товара, расходы на который составляют большую долю в бюджете потребителя, является неэластичным. Например, бензин и тосол.
· Удельный вес товара в бюджете потребителя: если расходы на товар высоки, то спрос на него эластичен.
· Время, располагаемое для принятия потребительского решения: в коротком периоде времени спрос менее эластичен по сравнению с более длительным периодом, когда потребитель постепенно адаптируется к рыночным условиям.
Характер эластичности спроса определяет динамику выручки продавца при изменении цены товара. Возможны три ситуации:
1. В ситуации эластичного спроса (Ed p › 1) выручка продавца растет при снижении цены предлагаемого к продаже товара.
2. В ситуации единично эластичного спроса (Ed p = 1) выручка продавца не меняется при изменении цены товара.
3. В ситуации неэластичного спроса (Ed p ‹ 1) выручка продавца снижается при уменьшении цены реализуемого товара.
Второй вид эластичности спроса – эластичность спроса по доходу – показывает воздействие изменения денежного дохода потребителя на объем запрашиваемого товара. Коэффициент эластичности спроса по доходу потребителя рассчитывается по формуле:
I (Q2 –Q1 ): (Q1 – Q2)
Ed = (I2 + I1 ): (I1 + I2) , где
Q1 -- количество запрашиваемого товара при первоначальном доходе I1
Q2 - количество запрашиваемого товара при последующем значении дохода I2.
Применяя данную формулу, возможны следующие значения коэффициента эластичности спроса по доходу потребителя:
1. Если EdI › 0, то с ростом дохода увеличивается спрос на «нормальные» товары (высшего качества).
2. Если EdI ‹ 0, то с ростом дохода спрос сокращается на товары низшего качества (малоценные товары).
3. Если EdI = 0, то изменение дохода не влияет на спрос потребителя в отношении товаров первой необходимости.
Эмпирическим путем выявлено, что спрос на предметы роскоши имеет коэффициент эластичности по доходу больше единицы, т. е. высокодоходные группы потребителей с ростом дохода тратят большую его долю на предметы роскоши и меньшую на товары первой необходимости. Таким образом, коэффициент эластичности спроса по доходу потребителя позволяет определить тип товара с позиции качественных характеристик, а также его функциональную роль в сфере потребления.
Третий вид эластичности – перекрестная ценовая эластичность спроса – позволяет определить сопряженность товаров в потреблении с позиции субституции, комплектарности или нейтральности. Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по формуле:
x,y (Q2 –Q1 ): (Q1 + Q2)
Ed = (P2 – P1 ): (P1 + P2) , где
Q1 – первоначальный объем спроса на товар Х,
Q2 – последующий объем спроса на товар Х,
P1 – первоначальная цена товара Y,
P2 - последующая цена товара Y,
Применяя данную формулу, возможны следующие значения коэффициента перекрестной ценовой эластичности спроса:
· Если Edx.y › 0, то повышение цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой товар. Подобная взаимозависимость цены одного товара и спроса на другой товар характерна субститутам (взаимозаменяемым товарам, например, чаю и кофе);
· Если Edx.y ‹ 0, то повышение цены на один товар вызывает уменьшение спроса на другой товар. Подобная взаимозависимость цены одного товара и спроса на другой товар свойственна взаимодополняющим (комплектарным) товарам, например, автомобилю и бензину.
· Если , Edx.y = 0 то повышение цены на один товар не вызывает изменения спроса на другой товар. В подобном случае товары являются нейтральными друг к другу, т. е. несопряженными в потреблении друг с другом. Например, автомобиль и зубная паста.
11. 2 Характеристика предложения с позиции теории эластичности: понятие, способы количественного измерения и виды эластичности, конфигурации графика
Предложение, равно как и спрос, реагирует на изменение цены товара. Степень чувствительности предложения количественно выражается коэффициентом эластичности, который рассчитывается по формуле:
p (Q2 –Q1 ): (Q1 + Q2)
ES = (P2 – P1 ): (P1 + P2) , где
Q1 – первоначальный объем спроса на товар Х,
Q2 – последующий объем спроса на товар Х,
P1 – первоначальная цена товара Y,
P2 - последующая цена товара Y,
Коэффициент эластичности предложения может принимать следующие значения:
· Если Edp › 1, то предложение эластично, т. е. чувствительно к изменению цены товара (рис. 15 а);
· Если Edp ‹ 1, то предложение неэластично, т. е. слабо реагирует на изменение цены товара (рис. 15 б);
· Если Edp = 0 , то предложение товара фиксировано в объеме, оно ограничено и является абсолютно неэластичным (рис. 15 в). Иными словами изменение цены не вызывает изменения объема предложения товара.
· Если Edp стремится к бесконечности, то по «привлекательной» цене Р, покрывающей издержки выпуска и обеспечивающей прибыль, производители готовы предложить к продаже неограниченный объем товара. В этом случае предложение носит абсолютно эластичный характер (рис. 15 г).
На эластичность предложения влияет фактор времени, которым располагает производитель, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. Так, предложение товара в текущем периоде абсолютно неэластично, в краткосрочном - эластично, а в долгосрочном - может быть абсолютно эластичным.
Значение коэффициента эластичности определяет конфигурацию графика предложения (рис. 15).
P S P S
S S
Q Q
а) эластичное предложение б) неэластичное предложение
P P
![]() | ![]() |
S
S S
S
в) совершенно неэластичное предложени г) совершенно эластичное предложение
11. 3 Сфера практического применения теории эластичности спроса и предложения и ее значение при анализе экономического поведения рыночных субъектов
Применение на практике теории эластичности позволяет:
· Изучить поведение потребителей на рынке и спрогнозировать динамику спроса на отдельные группы товаров в связи с изменением их цен и денежных доходов;
· Изучить поведение производителей (фирм и предприятий) и спрогнозировать динамику предложения отдельных групп товаров в связи с изменением их цен и объема располагаемого инвестиционного бюджета;
· Разработать ценовую политику фирмы с учетом особенностей потребительского спроса;
· Корректировать планируемые объемы выпуска в текущем, краткосрочном, долгосрочном периодах деятельности фирмы на рынке.
· Государственным органам регулирования рыночной экономики контролировать цены на социально-значимые товары.
Таким образом, теория эластичности имеет широкое практическое применение и направлена на оптимизацию рыночных взаимоотношений товаропроизводителей и конечных потребителей.