Статический и динамический подходы к исследованию причин и последствий изменения рыночного равновесия

 

Рыночное равновесие изменяется с течением времени под воздействием ряда факторов. К исследованию причин и последствий изменения рыночного равновесия используются два подхода: статический и динамический. При статическом подходе анализируются два состояния рыночного равновесия (до и после изменения), а фактором его изменения рассматривается введение государством дотации на товар. Под «дотацией» понимается денежная сумма (К), поступающая безвозмездно в распоряжение производителя товара или услуги. Дотация, выступающая как «отрицательный акцизный налог», сокращает издержки производства, увеличивает объем выручки и сдвигает график предложения вправо вниз (рис. 11).

 
 


P S2

E1

P1 S1

Kd

P2 Ks E2

Д1

K

 
 


0 Q1 Q2 Q

 

Рис. 11 Изменение рыночного равновесия в связи с выплатой государством субсидии производителю экономического блага

 

В результате увеличения предложения выпускаемого товара равновесная рыночная цена уменьшилась с Р1 до Р2, а равновесный рыночный объем продаж, напротив, увеличился с Q1 до Q2 (рис. 11). Выгоды от введения дотации (К) распределяется как между продавцом, так и покупателем экономического блага. Продавец (производитель) получает выгоду в виде снижения издержек производства, а покупатель – в виде уменьшения равновесной рыночной цены на величину Кв = Р1 – Р2 (рис. 11). Кроме того, разница между Кs = K – Kdпоступает в распоряжение продавца в виде денежной выгоды.

Углы наклона графиков спроса и предложения к оси цен определяют соотношение частей дотации, формирующих выгоду продавца и покупателя. Например, если график спроса круче, чем график предложения, то большую часть дотации (денежной выгоды) получает продавец. Если график предложения круче графика спроса, то покупатель получает большую часть денежной выгоды от введения государством дотации производителю экономического блага. Если цена товара не влияет на объем спроса на него и график спроса параллелен оси цен, то вся дотация как форма денежной выгоды достается покупателю.

При динамическом подходе изменения рыночного равновесия описываются паутинообразной моделью, исходя из предпосылки о том, что колебания рыночной конъюнктуры (объема спроса , объема предложения и цены товара) происходят каждый день. В результате последовательных колебаний объемов спроса и предложения рыночная цена товара может как приближаться к равновесному значению, так и отклоняться от него.

В ходе проведенных научных исследований выявлено, что если спрос и предложение описаны линейными функциями, например, D = a - bp и S = с + dp , то изменение цены определяется соотношениями параметров b и d.

Пример № 1: если b больше d, то цена товара стремится к равновесному значению (рис. 12).

P b>d

S

 

D

 

Q

Рис. 12 Паутинообразная модель: стремление рынка к равновесию

 

Пример № 2: если b меньше d, то цена товара «уходит» от равновесного значения (рис. 13).

 

P b<d

S


D

 

Q

Рис. 13 Паутинообразная модель: «уход» рынка от равновесия

Пример № 3: если b = d, то цена товара последовательно принимает два значения, отличные от равновесного.

Рисунки 12 и 13 наглядно показывают, что цена товара стремится к равновесному значению, если угол наклона к оси Q у графика спроса меньше, чем у графика предложения. Цена товара «уходит» от равновесия и колебания усиливаются, если угол наклона графика спроса к оси Q больше по сравнению с графиком предложения.