Предмет микроэкономики

Тесты

 

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Конкурентная среда является необходимым условием становления и развития рыночного хозяйства (да, нет).

2. К субъектам рынка относятся акционер Иванов, домохозяйка Орлова, коммерческий банк «Тарханы» (да, нет).

3. К объектам рынка относятся деньги, ценные бумаги, автомобили (да, нет).

4. Решая вопросы что, как и для кого производить, рынок обеспечивает социальную справедливость и удовлетворяет интересы каждого члена общества (да, нет).

5. Рынок, функционируя как гибкая и саморегулирующаяся система, не требует государственного вмешательства (да, нет).

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы условия возникновения и развития рынка?

2. Что относится к субъектам и объектам рынка?

3. С какой целью проводится сегментация рынка и какие при этом используются критерии?

4. Каковы функции и структура рынка?

5. В чем заключаются механизм, достоинства и недостатки рынка?

 

 


Модуль 2. МИКРОЭКОНОМИКА: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ БЛАГ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

9. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ

9. 1 Предмет микроэкономики.

9. 2 Методология микроэкономической теории.

 

 

Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в конце 19 века в рамках неоклассического (маржиналистского) направления развития экономической теории. В отличие от классиков, представители маржинализма сосредоточили свои исследования на субъективных мотивах экономического поведения индивидов. У истоков микроэкономической теории стояли выдающиеся зарубежные экономисты: швейцарец Леон Вальрас (1834-1910 гг.), австриец Карл Менгер (1840-1921 гг.) и англичанин Альфред Маршалл (1842-1924 гг.). Они независимо друг от друга пришли к созданию теории рыночного равновесия, применив целостную систему научных категорий, описывающих взаимодействие сил спроса и предложения, формирование равновесной рыночной цены и объема продаж, природу полезности экономического блага и поведение потребителя.

В дальнейшее развитие микроэкономической теории как целостной науки большой вклад внесли Г. Госсен, У. Джевонс, Э. Бем-Баверк, И. Фишер, Дж. Хикс, М. Алле, Ф. Эджуорт, Дж. Кларк и другие. К числу отечественных ученых, занимающихся исследованием микроэкономических проблем рыночной экономики, относятся Р. М. Нуреев, И. П. Николаева, Л. Г. Симкина, Б. В. Корнейчук, А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов Г. А. Маховикова, П. И Гребенников, И. А. Желтякова, В. М. Гальперин, Д. Н. Земляков и другие.

В современном понимании предмет микроэкономики состоит в изучении отдельных экономических субъектов, формирующих свое рыночное поведение с целью максимизации целевой функции при имеющихся ограничениях в объеме располагаемых ресурсов. К числу отдельных экономических субъектов, изучаемых на микроэкономическом уровне, относятся:

§ фирма;

§ предприятие;

§ домашнее хозяйство;

§ потребитель;

§ собственник ресурсов (труда, земли, капитала).

Микроэкономика при изучении поведения перечисленных рыночных субъектов исходит из принципа экономической рациональности, согласно которому каждый из них стремится достигнуть максимального объема материальной выгоды, выраженной в показателях прибыли, потребительского излишка, отдачи от вложений. Экономически рациональными принято считать те действия рыночных субъектов, которые направлены на минимизацию издержек и максимизацию непосредственной выгоды.

Предмет микроэкономики определяет спектр ключевых вопросов, подлежащих рассмотрению в рамках учебной дисциплины:

1. Механизм функционирования рынка и процесс формирования равновесной цены и равновесного объема продаж посредством взаимодействия спроса и предложения.

2. Степень чувствительности спроса и предложения к изменению воздействующих факторов: цены товара, объема располагаемого денежного дохода, цен сопряженных товаров (субститутов и сублементов).

3. Принципы рационального поведения потребителя на рынке с учетом сложившихся цен экономических благ и ограничений денежного бюджета.

4. Социально-экономические функции домашнего хозяйства и его роль в рыночной экономике.

5. Целевая функция фирмы и формы организации предпринимательской деятельности.

6. Производственная деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах функционирования.

7. Издержки, выручка и прибыль фирмы.

8. Условие максимизации прибыли фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции на рынках экономических благ.

9. Особенности функционирования рынка факторов производства и его роль в социально-экономической системе.

10. Механизм функционирования рынков труда, земли и капитала.

11. Механизм общего равновесия микроэкономических рынков и эффект обратной связи.

12. Экономическая природа внешних эффектов, особенности производства и распределения общественных благ в рыночной экономике.

13. Информационная асимметрия на микроэкономических рынках и пути ее минимизации.

Таким образом, к основным категориям микроэкономики, образующим ее понятийный аппарат, относятся: спрос на товар, предложение товара, цена товара, экономическое благо, полезность блага, издержки, выручка, доход, прибыль, совершенная и несовершенная конкуренция, рента, процент, цена земли, текущая и будущая стоимость денег, экстерналии, частичное и общее равновесие, чистое и смешанное общественное благо, информационная асимметрия.

На микроэкономическом уровне изучается действие законов спроса и предложения, убывающей полезности и убывающей предельной производительности. Микроэкономика является первой ступенью научного анализа проблем функционирования хозяйствующих субъектов в конкурентной рыночной среде.