Сущность рынка и рыночных отношений

Тесты

 

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. С позиции объективного исследовательского подхода деньги – это результат соглашения между людьми по поводу обмена товаров на рынке (де, нет).

2. Деньги – это товар особого рода, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью (да, нет).

3. Функция средства обращения состоит в способности денег соизмерять стоимости всех товаров (да, нет).

4. Функцию сокровища выполняют только бумажные деньги (да, нет).

5. Функцию средства накопления выполняет золото (да, нет).

Контрольные вопросы

 

1. Что явилось ключевой предпосылкой возникновения денег с позиции объективного исследовательского подхода?

2. В чем заключается роль денег как всеобщего эквивалента?

3. Какие существуют теории денег и в чем состоят их принципиальные отличия?

4. Какие функции выполняют деньги в экономической системе государства?

5. Что такое мировые деньги и каково их предназначение?

 

8. Рынок: Условия формирования и механизм функционирования

 

 

8. 1 Сущность рынка и рыночных отношений.

8. 2 Субъекты, объекты, механизм и функции рынка.

8. 3 Достоинства и недостатки рынка. Необходимость и формы государственного регулирования рыночных отношений.

 

Современная экономическая наука рассматривает рынок как сложное явление хозяйственной жизни, претерпевшее несколько этапов развития. Ключевой предпосылкой к возникновению рыночных отношений стало общественное разделение труда, в результате которого на первом этапе отделилось скотоводство от земледелия, на втором выделилось ремесло в качестве самостоятельной сферы деятельности, а на третьем сформировалось купечество.

Рыночные отношения возникли в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции. В то время обмен носил нерегулярный бартерный характер и не имел всеобщего значения. С развитием городов закрепились специальные территории, в которых осуществлялась розничная и оптовая торговля. Обмен стал осуществляться деньгами, что значительно расширило хозяйственные связи между продавцами и покупателями.

В современном понимании рынок – это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающаяся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения. Рыночные связи, или отношения существуют только при условии свободной купли-продажи товаров и услуг. В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируется структура производства и обмена.

Рыночные отношения многообразны в проявлении и поэтому к изучению их сущности экономисты применяют различные подходы. С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя. С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики. С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

Иногда под рынком понимается более широкое понятие – рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена. Необходимым условием развития рыночной экономики является наличие конкурентной среды, признаки которой выражаются в том, что рынок:

а) не монополизирован государством или одной частной компанией;

б) юридически подкреплен законами охраняющими права частной собственности;

в) предполагает многообразие форм собственности, где наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия;

г) основывается на свободном ценообразовании.

Для развития рыночной системы необходимы ряд условий:

а) наличие резервов роста экономики;

б) мобильность ресурсов;

в) функционирование инфраструктуры рынка, обеспечивающей движение товарных и денежных потоков.