ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ

Опорные конспекты


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1 Бытие. 6

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. 7

Мир есть, был и будет. 7

Бытие мира как выражение его единства. 10

Мир как совокупная реальность. 12

2. Философская категория бытия. 13

В чем суть категории бытия в философии?. 13

Специфика размышлений о бытии. 18

3. Основные формы и диалектика бытия. 21

Бытие и сущее; основные формы бытия. 21

Бытие вещей, процессов и состояний природы.. 23

Бытие произведенных человеком вещей ("второй природы") 26

Бытие человека в мире вещей. 29

Специфика человеческого бытия. 32

Бытие индивидуализированного духовного. 34

Бытие объективированного духовного. 39

 

Глава 2 Материя. 42

1. Понятие материи. 43

2. Современная наука о строении материи. 45

Уровни организации неживой природы.. 46

Строение материи на биологическом и социальном уровнях. 51

3. Движение. 54

Понятие движения. Связь движения и материи. 54

Основные типы движения. 56

Формы движения материи. Их качественная специфика и взаимосвязь. 59

4. Пространство и время. 62

Понятие пространства и времени. 63

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи. 67

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности. 69

Качественное многообразие форм пространства-времени в неживой природе. 72

Особенности биологического пространства-времени. 74

Социальное пространство и время. 75

 

Глава 3 Природа. 80

1. Природа как предмет философского осмысления. 80

2. Природа как объект научного анализа. 82

3. В чем различие двух культур - естественно-научной и гуманитарной?. 86

4. На пути к диалогу двух культур. 89

5. Экологическая проблема в современном мире. 92

 

Глава 4 Человек. 100

• Человечество как мировое сообщество. 100

1. Что такое человек? Загадка антропосоциогенеза. 101

Человек как субъект предметно-практической деятельности. 101

Проблема антропосоциогенеза. 104

Орудийная деятельность. Генезис самого труда. 105

Социотворческая функция языка. 106

Регулирование брачных отношений и возникновение первобытно-родовой общины.. 108

Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза. 111

Первобытно-общинная организация и дозревание труда. 114

Все мы родом из предыстории. 115

2. Единство биологического и социального. 116

Природное и общественное в человеке. 116

Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку. 119

Биология человека в эпоху научно-технической революции. 121

3. Проблема жизни и смерти в духовном. 122

В чем смысл жизни? Постановка проблемы.. 122

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. 124

Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить?. 127

"Право на смерть". 128

4. Человечество как мировое сообщество. 131

Глобальное единство и глобальная опасность. 132

Гуманистическая мера прогресса. 134

 

Глава 5 Сознание. 137

1. Постановка проблемы сознания в философии. 137

2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания 139

Возникновение информационного взаимодействия. 140

Типы и уровни информационного взаимодействия. 143

Сущность психического. 146

3. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры 150

Общественная природа сознания. 150

Сознание и язык. 156

4. Самосознание. 160

Структура и формы самосознания. 160

Предметность и рефлексивность самосознания. 162

 

Глава 6 Познание. 167

1. Познание как предмет философского анализа. 167

2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. 168

Знание как система. 169

Знание, отражение, информация. 170

Чувственное познание и его элементы.. 171

Специфика и роль чувственного познания общественного человека. 176

Единство чувственного и рационального в познании. 178

Понятие как основная форма рационального познания. 179

Творчество и интуиция. 185

Объяснение и понимание. 189

3. Теория истины.. 192

Что есть истина?. 193

Истина как процесс. 195

Истина, оценки, ценности; факторы, стимулирующие и искажающие истину. 196

 

Глава 7 Деятельность. 197

1. Преобразующий характер человеческой деятельности. 197

Взаимоотношение человека с окружающей его действительностью.. 198

Единство внешней активности и самоизменения. 200

2. Практика как философская категория. 201

Специфическая форма бытия человека в мире. 201

Роль практики в становлении человечества и его культуры.. 203

3. Горизонты деятельности. 206

Деятельность как закрытая система. 206

Деятельность как открытая система. 209

4. Деятельность как ценность и общение. 210

Ценностное измерение деятельности. 210

Деятельность и общение. 213

 

Глава 8 Общество. 215

1. Общество как система. 215

Системный подход к анализу общества. 216

Всеобщие сферы жизнедеятельности общества. 218

Сфера материального производства. 220

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества. 222

Ценностная сфера жизнедеятельности общества. 225

Социальная сфера общества. 228

Сфера управления общественными процессами. 231

2. Общественный прогресс: цивилизации и формации. 236

Возникновение теории общественного прогресса. 236

Теории локальных цивилизаций. 238

Теория общественно-экономических формаций. 242

3. Философия истории: проблема периодизации. 245

Ступени развития цивилизации. 245

Понятие постиндустриального общества. 247

Историческая эпоха и исторический процесс. 252

 

Глава 9 Культура. 258

1. Бытие культуры.. 259

"Вторая природа". 260

Культура и человеческая деятельность. 261

Социальность культуры.. 264

2. Генезис и динамика культуры.. 265

Становление культуры.. 265

Опредмечивание и распредмечивание в сфере культуры.. 267

Преемственность культуры.. 269

Проблема новаторства в культуре. 271

3. Ценности культуры.. 272

Ценность и оценка. 272

Иерархия ценностей. 274

4. Типология культуры.. 277

Многообразие культур. 277

Цивилизация. 278

Национально-этнические культуры.. 280

Культура и социальные факторы.. 281

Субкультура и контркультура. 284

Взаимодействие культур. 285

5. Культура - общество - природа. 288

 

Глава 10 Наука. 294

1. Наука в современном мире. 294

2. Научное познание и его специфические признаки. 299

Наука как объективное и предметное. 299

Основные отличия науки от обыденного познания. 302

3. Строение и динамика научного знания. 306

Соотношение категорий "эмпирическое" и "теоретическое" с категориями "чувственное" и "рациональное" 307

Критерии различения теоретического и эмпирического. 308

Структура эмпирического и теоретического уровней знания. 312

Основания научного знания. 317

Идеалы и нормы научного познания. 317

Научная картина мира. 318

Философские основания науки. 319

4. Философия и развитие науки. 320

5. Логика, методология и методы научного познания. 324

Общелогические методы познания. 326

Научные методы эмпирического исследования. 330

Научные методы теоретического исследования. 332

6. Этика науки. 337

Этические нормы и ценности науки. 337

Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. 340

 

Глава 11 Личность. 346

1. Индивид, индивидуальность, личность. 347

Индивид. 347

Индивидуальность и личность. 348

Многообразие способностей как признак индивидуального своеобразия. 349

Понятие личности. 351

Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства. 352

2. Личность и право. 358

Историческое разъяснение основных понятий. 361

Истоки и генезис прав человека. Права гражданские, гражданско-политические и социальные 366

Ключевой смысл новейших (международных) гуманитарно-правовых деклараций. 371

 

Глава 12 Будущее. 373

1. Периодизация будущего. 374

Непосредственное, обозримое и отдаленное будущее. 374

Критерии предвидения. 376

Методы прогнозирования. 377

2. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. 379

Современная технологическая эпоха. 379

Новый этап научно-технической революции. 380

Альтернативы будущего. 381

3. Человечество перед лицом глобальных проблем. 382

Глобальные проблемы и социальный прогресс. 383

Происхождению глобальных проблем.. 384

Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем.. 385

4. Будущее человечества и реальный исторический процесс. 389

Необратимость прогресса. 390

Ускорение ритма истории. 391

Пределы роста и стимулы развития. 392

Гуманистическая миссия прогнозирования. 395

 

Заключение: философия в поиске и развитии. 396

 

Список рекомендуемой литературы.. 399

 

 


 

РАЗДЕЛ II