Учет трансформации вредных веществ в атмосфере
1. В соответствии с п. 1.5 ОНД-86 [6] при расчете загрязнения атмосферы следует учитывать полную или частичную трансформацию поступающих в атмосферу вредных веществ в более токсичные. При определении выбросов оксидов азота (MNOx) в пересчете на NO2 для всех видов технологических процессов и транспортных средств, необходимо разделять их на составляющие: оксид азота и диоксид азота.
Мощность выброса диоксида азота (MNO2) оксида азота (MNO) из источника с учетом коэффициента трансформации оксидов азота в атмосфере (αN) определяется по формулам:
![]() | (2.20) |
где: MNOx (в пересчете на NO2)=(MNO2+1,53MNO)
Коэффициенты трансформации в общем случае принимаются на уровне максимальной установленной трансформации, т.е. 0,8 - для NO2 и 0,13 - для NO от NOx [61].
2. Для газотранспортных предприятий следует руководствоваться «Отраслевой методикой нормирования выбросов оксидов азота от газотранспортных предприятий с учетом трансформации NO→NO2 в атмосфере» [62].
3. Исследования, проведенные ГГО им. А.И. Воейкова и НИИ Атмосфера, позволяют считать, что установленное максимальное значение коэффициента трансформации оксидов азота в атмосфере завышено и не всегда правильно отражает особенности метеорологического режима и состояние загрязнения атмосферного воздуха в районе расположения источников выбросов вредных веществ в атмосферу, а также спектр выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и их массу.
Эти работы выполняются для конкретных промышленных объектов разного профиля, находящихся в городах (населенных пунктах), где функционируют стационарные посты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха Росгидромета. Решение вопроса о возможности проведения таких работ принимается на основе предварительного анализа имеющегося ряда наблюдений за содержанием диоксида азота и оксида азота в атмосферном воздухе, а также научно-методических проработок, выполненных для объектов аналогичного профиля, расположенных в разных регионах России.
К настоящему времени НИИ Атмосфера и ГТО им. А.И. Воейкова уточнены коэффициенты трансформации для ряда предприятий нефтехимической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленностей, черной и цветной металлургии, отдельных объектов теплоэнергетики.
4. В некоторых методиках (например, в [39]) при расчетах выбросов оксидов азота наряду с определением суммарных выбросов NOx приводятся формулы для раздельного определения NO2 и NO в выбрасываемой газовоздушной смеси, которые не учитывают трансформацию оксида азота в диоксид в атмосфере. Поэтому, в этих случаях сначала следует определять суммарные выбросы NOx (в пересчете на NO2), затем, используя установленные коэффициенты трансформации оксидов азота в атмосфере, выбросы NO2 и NO. Если для рассматриваемого объекта такие коэффициенты не установлены, то используются максимальные из установленных, т.е. согласно [61].
2.3. О содержании и оформлении проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)
Основными целями разработки «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия» (далее по тексту «Проект нормативов ПДВ») являются:
- оценка степени негативного воздействия конкретного предприятия, объекта на атмосферный воздух, исходя из действующих критериев качества атмосферного воздуха;
- в зависимости от степени воздействия при превышении показателей воздействия над нормативами качества атмосферного воздуха, разработка мер по снижению этого воздействия и оценка их достаточности;
- разработка предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- разработка плана-графика контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
- разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Рассмотренный в установленном порядке проект нормативов ПДВ и установленные территориальными органами Ростехнадзора нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ, ВСВ) служат основой для выдачи предприятию Разрешения на выброс и проверки воздухоохранной деятельности предприятия при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха.
Как известно с введением в действие Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» значительно изменились требования к работам по нормированию выбросов и установлению нормативов ПДВ (ВСВ). Кроме того, накопленный опыт работ по нормированию выбросов, наряду с разрабатываемыми на его основе методическими рекомендациями, изложенными в настоящем методическом пособии, обуславливают необходимость и полезность уточнения и разъяснения ряда требований к составлению и оформлению проектов нормативов ПДВ, изложенных в действующих с 1990 года «Рекомендациях...» [15].
В связи с этим, и учитывая вышесформулированные цели разработки проекта нормативов ПДВ и сферу использования полученных результатов, ниже приведен рекомендуемый состав и содержание «Проекта нормативов ПДВ».
2.3.1. Рекомендуемый состав и содержание «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия»
«Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия» должен включать следующие разделы:
- Титульный лист.
- Сведения о разработчике и список исполнителей.
- Реферат.
- Содержание.
- Введение.
- 1. Общие сведения о предприятии.
- 2. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха.
- 2.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования.
- 2.2. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
- 2.3. Параметры выбросов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
- 3. Расчеты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам ПДВ предприятия.
- 3.1. Определение источников выбросов и загрязняющих веществ, подлежащих нормированию.
- 3.2. Предварительная оценка влияния выбросов вредных веществ источниками предприятия на загрязнение приземного слоя воздуха.
- 3.3. Детальные расчеты загрязнения приземного слоя воздуха на ЭВМ.
- 3.4. Мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности.
- 3.5. Предложения по нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- 4. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на предприятии.
- 5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ).
- Список использованных источников
- Приложения.
Примечание: Рекомендации по оформлению и содержанию титульного листа, сведений о разработчике и списке исполнителей, реферата, содержания, списка использованных источников и Приложения в основном аналогичны приведенным в разделе 1. Более детальные рекомендации по содержанию и оформлению других разделов «Проекта нормативов ПДВ» даны ниже и в разделах 3 и 4 настоящего Пособия.