Лекция 2. Рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве.

Вопрос 1. Рыночные отношения в техническом сервисе

В условиях рынка маркетинг должен учитывать стратегию конкурентоспособности и кредитные льготы, связанные с ценовыми скидками и льготами.

Скидки и льготы с выгодой можно использовать в следующих ситуациях: при организации важных компаний по стимулированию технического

обслуживании и сбыта продукции; для ускоренного создания имиджа у заказчиков; - для недопущения конкурентов в сферу своей деятельности; для внедрения новых услуг продукции; для реализации сезонной продукции и услуг.

Скидки и льготу являются важнейшими инструментами для увеличения объемов

оказываемых услуг и реализации продукции, если на рынке есть конкуренты.

Для планирования размеров скидок и льгот обычно исходят из отчетных данных

при реализации подобных услуг или продукции.

 

где ЛС -= процент льгот и скидок;

Sn - сумма льгот и скидок по отчетным данным;

Rs - Общий объем реализации по себестоимости.

Например, сумма льгот и скидок при продаже запасных частей для сельскохозяйственной техники для обслуживания хозяйств агросервисным предприятиями составила 2 млн. руб., а общий объем реализации по себестоимости 50 млн. руб. Тогда процент скидок и льгот составит 4%:

 

 

Существуют различные виды скидок и льгот, которые характерны для дилерских пунктов:

1 установление цены на уровне ниже прейскурантного;

2) кредитные льготы;

3) поощрительные вознаграждения;

4) льготы за допустимое количество некачественной продукции. Для кратковременного стимулирования заводы-изготовители могут устанавливать дилерским пунктам скидку к прейскурантной цене.. Обычно она выражается в процентах от прейскурантной цены и за рубежом составляет 20...30%.

Дилерский пункт может получить продукцию бесплатно на сумму скидок. Это выгодно и изготовителю и посреднику, поскольку увеличиваются торговые запасы продукции и прибыль для дилерского пункта. Кредитные льготы представляют собой фиксированную скидку дилерскому пункту за быструю оплату заказанной продукции, по сколько изготовители обычно отпускают сельскохозяйственную технику дилеру с оплатой через определенный период времени. За досрочную оплату По-сравнению с нормативным периодом и устанавливаются кредитные льготы. Поощрительные льготы устанавливаются в процентах в зависимости от объема реализации. Обычно они предусматриваются по скользящей шкале дилерам или розничным торговцам.

Для компенсации ущерба при замене некачественных деталей, механизмов, приборов для сельскохозяйственной техники, которые могут оказаться в партии, применяются так называемые за допустимое количество некачественной продукции. В этом случае изготовители заранее предусматривают возможную за недоброкачественной продукции.

Крыночной экономике цена зависит, как было сказано выше, от и предложения. А чтобы понять сущность взаимодействия и на цену спроса и предложения необходимо вспомнить содержание маркетинга и на этой основе углубить знание о механизме рынка. В узком смысле слова маркетинг должен ответить на следующие вопроса:

1 Что Вы должны произвести или какие виды услуг оказывать и их количествах?

2 Определить, какие средства производства и какой труд надо потратить для изготовления товара и оказания услуг?

3 Для кого производятся товары или предназначены услуги?

Чем выше стоимость услуги технического сервиса сельского хозяйства, тем меньше ее заказывают, и наоборот, чем ниже стоимость, тем заказов будет больше, но до определенного уровня.

№ п\п Цена за 1 брус, тыс. руб. Объем спроса, тыс. шт.
9,0
6,0
4,5
3,2
2,4
2,0

 

1 Данные спроса в зависимости от цены

Например, в связи с частым выходом из строя в кормоуборочных комбайнах

противорежущего бруса хозяйствам, особенно в сезон заготовки кормов, приходится покупать его значительное количество. Предположим, что цена одного бруса колеблется от 5 до 1G тысяч руб. В принципе в такой ситуации количество бруса и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает. Это схематично представлено на рис. 1 по данным таб. 1

 

 

Рис.1 Кривая спроса

Ц - цена единицы бруса. К - количество бруса SS-закономерность постепенного изменения спроса на брус при изменении его цены.

Эта особенность в маркетинге называется "законом постепенного убывания спроса". В данном случае при цене на противорежущий брус 5 тыс. руб. спрос составляет 9000 шт., при цене — 10 тыс. руб. — 2000 шт. Этот закон находится в соответствии с логикой мышления. Когда цена на запасные части увеличивается до очень высокой отметки, их будут покупать только достаточно богатые коллективные и фермерские хозяйства, менее богатые — обходиться старыми, менее качественными.

Теперь, когда усвоена логика спроса, нужно обратиться к изготовителям: заводам и ремонтно-техническим предприятиям, предлагающим брус, и разобраться, что. же такое график предложения. Если график спроса представляет собой отношение между ценой и объемом продукции или услуг, которого желают заказчики, то график предложения — это отношение между ценами и количеством продукции или услуг, которое предлагают продавцы, в данном слу­чае заводы сельскохозяйственного машиностроения и ремонтно-технические предприятия.

№ п\п Цена за 1 брус, тыс. руб. Объем спроса, тыс. шт.
3,5
4,5
5,3
6,0
6,5

 

2. Данные предложения в зависимости от цены

Для представления на графике кривой предложения заполним исходные данные в табл. 2 и нанесем их на график (рис.2)

*

 

Общая тенденция такова, что при повышении цены предложение увеличивается, но не настолько, чтобы полностью удовлетворить спрос, в данном случае это связано с ограничением производственной мощности. В каждом случае должно наступить равновесие предложения и спроса. Оно определяется точкой, где уравновешивающая рыночная цена находится на пересечении кривых спроса и предложения. Совмещая* графики спроса и предложения, находим точку их пересечения (рис.3). Только в ней определяется уравновешивающая цена, в данном случае 7 тыс. руб. за один противорежущий брус кормоуборочного комбайна.

При этом завод-изготовитель или ремонтно-техническое пред приятие полностью удовлетворит-спрос в 4,5 тыс. шт. противорежущего бруса. При более высокой цене (> 7 тыс. руб.) возникает избыток предложения над спросом, при более низкой (<7 тыс. руб. спрос превысит предложение. Это равновесие неустойчивое, поскольку некоторые покупатели могут для быстрого удовлетворения своей потребности сделать определенную надбавку к цене. Это вы зовет увеличение предложения и постепенно опять наступит равновесие, но не обязательно в первоначальной точке. Это зависит от смещения кривой предложения или спроса.

Допустим, в результате внедрения новой технологии закаливания бруса его выпуск возрастает, тогда кривая 5Р сместится вправо, а цена снизится (рис,4). Если же из-за разрыва производственных и экономических связей со смежными предприятиями завод-изготовитель либо ремонтно-техническое предприятие сократит производство и вызовет уменьшение предложения, то кривая спроса SS сдвинется вправо, цена повысится, или кривая предложения 5Р сместится влево. Схематически этот процесс представлен на рис. 5

Рис.5 График смещения кривой спроса

 

 

 

 

В первом случае (рис. 4) смещенная точка равновесия Р. указывает на снижение цены в результате насыщения рынка противорежущим брусом, во втором (рис. 5) точка равновесия Р.» поднялась наверх и указывает на повышение цены в результате уменьшения предложений.

Таким образом, механизм спроса и предложения имеет распределительный характер в результате изменения конкурентной цены.

Вопросы

1 .Назовите основные элементы, влияющие на цену.

2.Какие виды скидок и льгот, характерные для дилерских пунктов, Вы знаете?

3 .Какова взаимосвязь цены со спросом?

4.Какова взаимосвязь цены с объемом предложения?

 

Вопрос 3. Регистрация индивидуального предпринимателя.

Если предполагается вести коммерческую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ), то необходимо обратиться в ИФНС, но не по месту осуществления деятельности или расположения офиса, а по месту прописки. В ИФНС необходимо подать:

1) заявление о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя, заверенное нотариусом;

2) приложение к заявлению, в котором указываются выбранные коды ОК ВЭД

3) копию и подлинник паспорта;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины (для ПБОЮЛ -400
руб.);

Срок выдачи документов о государственной регистрации ПБОЮЛ такой же, как и для юридических лиц - пять рабочих дней.

ККМ и лицензирование оформляются аналогично юридическим лицам.

 

Купля-продажа общества с ограниченной ответственностью (долей в

уставном капитале)

Покупка бизнеса происходит путем покупки долевого участия в юридическом лице. В результате такой сделки происходит замена участников юридического лица, которая оформляется путем внесения изменений в учредительные документы, которые подлежат государственной регистрации. Порядок продажи участниками ООО принадлежащих им долей в уставном капитале третьим лицам регулируется ст. 21 Федерального закона № 14-ФЗ от 8.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью». В первую очередь необходимо изучить устав ООО, так как ст. 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» значительное число вопросов передает на «уставное» регулирование. Так, сама продажа доли в уставном капитале ООО третьим лицам допускается, если это прямо не запрещено уставом ООО.

Кроме того, уставом ООО может быть предусмотрено:

1) преимущественное право ООО на приобретение долей, продаваемых его участниками, если остальные участники не использовали свое преимущественное право приобретения;

2) что уведомление участникам ООО о продаже долей направляются через общество;

3) иной срок - (более или менее «законных» 30 дней), в течение которого участники ООО могут воспользоваться преимущественным правом приобретения продаваемых долей;

4) необходимость получения согласия участников ООО или самого ООО на уступку долей третьим лицам иным образом, чем продажа;

5) нотариальная форма договора продажи долей.

Необходимо соблюсти установленный Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом ООО порядок уведомления остальных участников ООО и самого общества о предстоящей продаже долей третьим лицам, так как они имеют преимущественное право приобретения акций по цене предложения третьему лицу. Соблюдение данной процедуры важно, так как по закону нарушение преимущественного права покупки может повлечь за собой предъявление требования со стороны участника (или самого общества) о переводе на него прав покупателя по суду.

Порядок проведения сделки по продаже юридического лица выглядит следующим образом:

1) все участники ООО уведомляют друг друга, и общество о намерении продать свои доли третьему лицу с указанием продажной цены;

2) все участники ООО дают письменные согласия на продажу долей третьим лицам или письменные отказы от реализации своих преимущественных прав на приобретение долей;

3) оформляются и подписываются договоры купли-продажи долевого участия, акты к этим договорам, уведомления общества о свершившихся сделках с предоставлением договоров. Договор купли-продажи доли не подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента его подписания сторонами, если иное не предусмотрено самим договором или уставом ООО

4) составляется и подписывается всеми участниками протокол (решение участника), утверждающий новую редакцию учредительного договора (если участников более чем один), и устава и сами эти документы;

5) новые редакции учредительных документов передаются на государственную регистрацию в региональную ИФНС. Зарегистрировать новые учредительные документы в ИФНС необходимо, чтобы они приобрели силу для третьих лиц. Новый владелец не должен регистрировать свое право на долю в уставном капитале ООО. Его право переходит к нему в момент подписания договора купли-продажи или иной момент, согласованный сторонами в этом договоре, или указанный в уставе ООО.

Приобретатель доли осуществляет права и несет обязанности участника общества

с момента уведомления ООО о состоявшейся уступке.

Наиболее важные условия совершения сделки купли-продажи ООО:

1) на момент заключения договора продажи долей эти доли в уставном капитале ООО должны быть полностью оплачены;

2) даже если у участника общества 99 % долей ООО, это еще не означает, что все решения общества зависят исключительно от него. По закону в ООО отдельные вопросы решаются только единогласно, например, внесение изменений в учредительный договор. Этим АОЗТ предпочтительнее, так как там требуется простое или квалифицированное (3/4) большинство голосов, принимающих участие в собрании голосующих акций.

Купля-продажа акционерного общества (акций)

Порядок продажи акционерами АО принадлежащих им акций третьим лицам регламентируется Федеральным законом № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах». С 1.01.2002 г. вступила в силу новая редакция этого закона.

В АООТ законом не допускается установление какого-либо преимущественного права акционерного общества или его акционеров на приобретение акций, продаваемых акционерами этого АООТ.

Согласно закону «Об акционерных обществах» акционеры АОЗТ имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых акционерами общества. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливается уставом АОЗТ. Акционер АОЗТ, намеревающийся продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров АОЗТ и само АОЗТ с

указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров АОЗТ происходит через АОЗТ за счет акционера, намеревающегося продать свои акции. Если акционеры и/или АОЗТ не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня извещения (уставом АОЗТ может быть предусмотрен и более короткий срок), акции АОЗТ могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые были сообщены АОЗТ и его акционерам.

Срок осуществления преимущественного права прекращается, если от всех", акционеров АОЗТ получены письменные заявления об использовании или об отказе от использования своего преимущественного права.

При продаже акций АОЗТ с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер АОЗТ и/или само АОЗТ вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или АОЗТ узнали о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Порядок проведения сделки по купле-продаже акций юридического лица выглядит следующим образом:

1) участники АОЗТ письменно уведомляют друг друга и само АОЗТ о намерении продать свои акции третьим лицам с указанием продажной цены;

2) получаются письменные отказы акционеров и самого АОЗТ от приобретения акций, предлагаемых для продажи третьим лицам;

3) подписываются договоры купли-продажи акций, акты к этим договорам, передаточные распоряжения для реестра акционеров;

4) вносятся соответствующие записи в реестр акционеров; 16

5) новыми акционерами подписывается протокол с назначением нового генерального директора АОЗТ.

Для совершения сделок с акциями:

1) акции должны быть полностью оплачены учредителями АО;

2) выпуск акций должен быть зарегистрирован в Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).

Сделки с незарегистрированными в ФКЦБ акциями недействительны.

Вопросы для самопроверки

1. Что означают приятия: предпринимательство, бизнес, юридическое лицо, предприятие?

2. Какие организационно-правовые формы функционирования предприятия предусматривает законодательство Российской Федерации?

3. Что представляют собой ООО, АО, АОЗТ, АООТ, дочернее предприятие, ПБОЮЛ?

4. Определите понятие «услуги».

5. Что представляют собой незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство?

6. Какими способами можно организовать предприятие технического сервиса? Назовите начальные источники хозяйствования предприятия технического сервиса.

7. Какие расходы с экономической точки зрения включает в себя производственный процесс?

8. Что представляют собой прибыль и дивиденд?

9. В чем заключается дивидендная политика предприятия?

10. Что представляют собой уставный капитал и уставный фонд?

11. Что представляют собой основные фонды предприятия?

12. Что представляют собой оборотные средства предприятия?

13Каким образом производится регистрация ООО?

14. Каким образом производится регистрация ПБОЮЛ?

15. Каким образом осуществляется купля-продажа ООО (долей в уставном капитале)?

16. Каким образом осуществляется купля-продажа АО (акций)?

 

Лекция 3. Производственные фонды и пути улучшения их использования