Цветовая тональность освещения

Правильность передачи цвета

Давайте вернёмся к условиям видимости: мы уверенно различаем предмет, если он имеет отличную от фона яркость и/или цвет. Причём, цветовые различия человек воспринимает чрезвычайно быстро, гораздо быстрее яркостных. А теперь представьте задачу: найти предмет такого цвета, которого нет в спектре излучения источника света. Поскольку отражать нашему предмету нечего, остаётся только ... тень?

Полноту и качество передачи цвета характеризует коэффициент цветопередачи источника света (Ra). За единицу этого коэффициента – Ra = 100 принимают спектр источника света примерно соответствующий спектру лампы накаливания. Другие типы источников света пока имеют дробные, худшие показатели Ra. При этом стоит заметить, что наиболее качественные источники света, с Ra > 90 для массового потребителя в странах СНГ не доступны.

Вопросы цветопередачи большое значение имеют не только при обеспечении передач телевидения, при освещении музеев, выставок или магазинов, есть предметы, которые люди привыкли видеть преимущественно вечером, при искусственном освещении. Например, золотые украшения „естественнее“ выглядят при свете ламп накаливания, чем при свете люминесцентных ламп.

 

Психологическое и даже физиологическое воздействие на человека цветности излучения источников света, а так же цветовой тональности окружающих поверхностей, связано с теми световыми условиями, к которым человечество приспособилось за время своего существования. Более работоспособное состояние человека днём, при свете относительно холодных естественных оттенков неба и преимущественный отдых вечером, при тёплом, красноватом свете заката или огня, привели к тому, что в современных условиях холодные оттенки искусственного света преимущественно благоприятны работе, а тёплые – отдыху.

Цветность источников света характеризуется их цветовой температурой (Тц), отражаемой в градусах Кельвина. Заморачиваться, что это, откуда и почему температура – не стоит, светотехникам удобно считать, что три тысячи градусов – тепло, а шесть тысяч градусов – холодно, ну и пусть. Нам достаточно запомнить, что 2700°K – это как лампа накаливания, 4000°K – как ДРЛ. Причём, верить тому, что пишут на упаковке: „тёплый“, „холодный“, ещё какой-то, не стоит, эти градации очень широкие и у всех разные (в Европе – одни, в Китае, видимо, другие, у нас – совсем всё по-другому), а глаза разницу в 100 градусов различают легко.

Здесь важно понимать, что при невысокой цветовой температуре источника света, например 2700°K, психологически достаточной и комфортной может быть и невысокая освещённость, но такая обстановка будет способствовать расслабленному, умиротворённому состоянию человека. Для того, чтобы человек был собран, сконцентрирован на работе, свет должен быть значительно белее, например 4000°K или даже 6000°K. Но в этом случае недостаточный уровень освещённости психологически воспринимается как сумерки или перед грозой. Компенсировать этот „сумеречный эффект“ можно только повышением освещённости, при 6000°К, это не менее 500 лк.

 

 

Рисунок 4.15 График уровня освещённости

 

Кроме того, использование при освещении помещения источников света с различной цветностью может вызывать появление в поле зрения разноокрашенных теней. Это сильно отвлекает внимание. Нормы не запрещают использование разнотипных источников света, но ограничивают возможность появления разноокрашенных теней. Для этого желательно, чтобы не менее 80 % всей освещённости создавалось одним типом источников света.

И ещё, принято считать, что цветовой тон отделки интерьера должен соответствовать цветовому тону излучения ламп освещения. В ответственных случаях проводятся пробныевыкраски поверхностей при свете выбранных источников света.