Дефект и компенсация 7 страница
этого у глухонемых. Самое характерное в личности слепого-противоречие между
относительной беспомощностью в пространственном отношении и возможностью
посредством речи полного и совершенно адекватного общения и взаимного понимания
со зрячими (A. Petzeld, 1925), что вполне укладывается в психологическую схему
дефекта и компенсации. Этот пример - частный случай противоположности, котору ю
устанавливает основной диалектический закон психологии между органически данной
недостаточностью и психическими стремлениями. Источником компенсации при слепоте
является не развитие осязания или утончение слуха, а речь-пользование социальным
опытом, общение со зрячими. Петцельд с насмешкой приводит мнение глазного Врача
М. Дюфура, что слепых надо делать рулевыми на судах, так как они вследствие
утонченного слуха должны в тумане улавливать всякую опасность. Для Петцельда
(1925) невозможно серьезно искать компенсацию слепоты в развитии слуха или
других отдельных функций. На основе психологического анализа пространственных
представлений слепых и природы нашего зрения он приходит к выводу, что основная
движущая сила компенсации слепоты - приближен ие через речь к социальному опыту
зрячих - не имеет естественных, заключенных в самой природе слепоты границ для
своего развития. Есть ли нечто такое, чего слепой не может знать из-за слепоты,
спрашивает .он и приходит к выводу, имеющему огромное прин ципиальное значение
для всей психологии и педагогики слепых: способность к знанию у слепого есть
способность к знанию всего, его понимание в основе есть способность к пониманию
всего (там же). Это значит, что перед слепым открывается возможность дости жения
социальной ценности в полной мере.
Очень поучительно сопоставить психологию и возможности развития слепого и
глухого. С точки Прения чисто органической, глухота есть меньший дефект, чем
слепота. Слепое животное, вероятно, более беспомощно, чем глухое. Мир природы
входит в нас через глаз больше, чем через ухо. Наш мир организован более как
зрительный феномен, чем звуковой. Почти нет таких биологически важных функций,
которые испытывали бы нарушение в связи с глухотой; со слепотой же падает
пространственная ориентировка и свобода движений, т. е. важнейшая животная
функция.
Итак, со стороны биологической слепой потерял больше, чем глухой. Но для
человека, у которого на первый план выступили искусственные, социальные,
технические функции, глухота означает гораздо больший недостаток, чем слепота.
Глухота вызывает немоту, л ишает речи, изолирует человека, выключает его из
социального контакта, опирающегося на речь. Глухой как организм, как тело имеет
большие возможности развития, чем слепой; но слепой как личность, как социальная
единица находится в неизмеримо более благ оприятном положении: у него есть речь,
а с ней вместе и возможность социальной полноценности. Таким образом, лейтлиния
в психологии слепого человека направлена на преодоление дефекта через его
социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, ч ерез речь. Слепоту
побеждает слово.
6.
Теперь мы можем обратиться к основному вопросу, намеченному в эпиграфе:
является ли слепой в глазах науки представителем особенной породы людей. Если
нет, то каковы границы, размеры и значения всех особенностей его личности? В
качестве кого слепой при нимает участие в общественной и культурной жизни? В
главном мы ответили на этот вопрос всем сказанным выше. В сущности он дан уже в
ограничивающем условии самого эпиграфа: если бы процессы компенсации не
направлялись общением со зрячими и требованием приспособиться к социальной
жизни, если бы слепой жил только среди слепых - только в этом случае из него мог
бы выработаться особый тип человеческого существа.
Ни в конечной точке, к которой направлено развитие слепого ребенка, ни в
самом механизме, приводящем в движение силы развития, нет принципиальной разницы
между зрячим и слепым ребенком. Это важнейшее положение психологии и педагогики
слепых. Всякий ре бенок наделен относительной органической неполноценностью в
обществе взрослых, в котором он растет (A. Adler, 1927). Это позволяет нам
рассматривать всякое детство как возраст неуверенности, малоценности и всякое
развитие как направленное на преодолен ие этого состояния путем компенсации.
Итак, я конечная точка развития - завоевание социальной позиции, и весь процесс
развития одинаковы у слепого и зрячего ребенка.
Психологи и физиологи одинаково признают диалектический характер
психологических актов и рефлексов. Это есть общий тип высшей нервной и
психической деятельности. Необходимость побороть, преодолеть препятствие
вызывает повышение энергии и силы. Вообраз им себе существо абсолютно
приспособленное, не встречающее решительно ни в чем препятствий для жизненных
отправлений. Такое существо по необходимости будет неспособно к развитию,
повышению своих функций и движению вперед, ибо что будет толкать его на такое
продвижение? Поэтому именно в неприспособленности детства, лежит источник
огромных возможностей развития. Эти явления принадлежат к числу столь
элементарных, общих всем формам поведения от низших и До высших, что их никак
нельзя считать каким-то исключительным свойством психики слепого, его
особенностью. Верно обратное: повышенное развитие этих процессов в поведении
слепого - частный случай общего закона. Уже в инстинктивных, т. е. простейших,
формах поведения мы встречаемся с обеими особенно стями, которые описали выше
как основные черты психики слепого: с целенаправленностью психологических актов
и их нарастанием при наличии препятствий. Так что и направленность на будущее не
составляет исключительной принадлежности психики слепого, а яв ляется общей
формой поведения.
И. П. Павлов, изучая самые элементарные условные связи, наткнулся в
исследованиях на этот факт и описал его, назвав рефлексом цели. Этим
парадоксальным с виду выражением он хочет указать на два момента: 1) на то, что
эти процессы протекают по типу реф лекторного акта; 2) на то, что они направлены
на будущее, в связи с которым и могут быть поняты. Остается прибавить, что не
только конечная точка и ведущие к ней пути развития общие у слепого и зрячего,
но и главный источник, из которого это развитие черпает свое содержание, один и
тот же у обоих--язык. Мы уже привели выше мнение Петцельда, что и менно язык,
пользование речью есть орудие преодоления последствий слепоты. Он же установил,
что процесс пользования речью принципиально одинаков у слепых и у зрячих: он
разъяснил при этом теорию суррогатных представлений Ф. Гитшманна: "Красное для
сле пого, - говорит он, - такое же отношение значения, как и для зрячего, хотя
это для него может быть только предметом значения, а не восприятия. Черное и
белое в его понимании такие же противоположности, как и у зрячего, и их
значимость как отношений об ъектов тоже не меньшая... Язык слепых, если
допустить фикцию, был бы совершенно другим только в мире слепых. Дюфур прав,
когда говорит, что язык, созданный слепыми, мало походил бы на наш. Но мы не
можем согласиться с ним, когда он говорит: "Я видел, что в сущности слепые
думают на одном языке, а говорят на другом" (A. Petzeld, 1925).
Итак, главный источник, откуда компенсация черпает силы, оказывается опять
одним и тем же у слепых и зрячих. Рассматривая процесс воспитания слепого
ребенка с точки зрения учения об условных рефлексах, мы пришли в свое время к
следующему: со стороны физиологической нет принципиальной разницы между
воспитанием слепого и зрячего ребенка. Такое совпадение не должно нас удивлять,
так как мы заранее должны были ожидать, что физиологическая основа поведения
обнаружит ту же структуру, что и психологическая надстройка. Так с двух разных
концов мы подходим к одному и тому же.
Совпадение физиологических и психологических данных должно еще более убедить
нас в правильности основного вывода. Мы можем сформулировать его так: слепота,
как органическая неполноценность, дает толчок для процессов компенсации,
приводящих к образован ию ряда особенностей в психологии слепого и
перестраивающих все отдельные, частные функции под углом основной жизненной
задачи. Каждая отдельная функция психического аппарата слепого представляет свои
особенности, часто очень значительные по сравнению со зрячими; предоставленный
сам себе, этот биологический процесс образования и накопления особенностей и
уклонений от нормального типа в сторону в случае' жизни слепого в мире слепых с
неизбежностью привел бы к созданию особенной породы людей. Под дав лением
социальных требований зрячих, процессов сверхкомпенсации и пользования речью,
одинаковых у слепых и зрячих, все развитие этих особенностей складывается так,
что структура личности слепого в целом имеет тенденцию к достижению
определенного норма льного социального типа. При частных уклонениях мы можем
иметь нормальный тип личности в целом. Заслуга установления этого факта
принадлежит Штерну (W. Stern, 1921). Он принял учение о компенсации и объяснил,
как из слабости рождается сила, из недоста тков - достоинства. У слепого
компенсаторно утончается способность различения при осязании - не через
действительное повышение нервной возбудимости, но через упражнения в наблюдении,
оценке и понимании различий. Так же и в области психики малоценность одного
какого-нибудь свойства может быть частично или полностью замещена усиленным
развитием другого. Слабая память, например, уравновешивается выработкой
понимания, которое ставится на службу наблюдательности и запоминанию; слабость
воли и недостаток инициативы могут быть компенсированы внушаемостью и тенденцией
к подражанию и т. д. Аналогичный взгляд укрепляется в медицине: единственный
критерий здоровья и болезни есть целесообразное или нецелесообразное
функционирование всего организма, а частич ные отклонения оцениваются лишь
постольку, поскольку они компенсируются или не компенсируются другими функциями
организма. Против "микроскопически утонченного анализа ненормальностей" Штерн
выдвигает положение: частные функции могут представлять значи тельное уклонение
от нормы и все-таки личность или организм в целом могут быть совершенно
нормальными. Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. От
исхода компенсации, т. е. от конечного формирования его личности в целом,
зависит степень его дефективности и нормальности.
К. Бюрклен намечает два основных типа слепых: один стремится по возможности
уменьшить и свести на нет пропасть, отделяющую слепого от зрячего; другой,
напротив, подчеркивает различия и требует признания особой формы личности,
отвечающей переживаниям с лепого. Штерн полагает, что эта противоположность тоже
имеет психологическую природу; оба слепых, вероятно, принадлежат к двум
различным типам (К. Burklen, 1924). Оба типа в нашем понимании означают два
крайних исхода компенсации: удачу и неудачу этого основного процесса. Что сам по
себе этот процесс, независимо от плохого исхода, не заключает в себе ничего
исключительного, присущего только психологии слепого, мы уже говорили. Добавим
только, что такую элементарную и основную для всех форм деятель ности и развития
функцию, как упражнение, современная психотехника считает частным случаем
компенсации. Поэтому одинаково ошибочно как относить слепого на основании
наличия и господства этого процесса в его психике к особенному типу человека,
так и за крывать глаза на те глубокие особенности, которые характеризуют этот
общий процесс у слепых. В. Штейнберг справедливо оспаривает ходячий лозунг
слепых: "Мы не слепые, мы только не можем видеть" (К. Burklen, 1924, с. 8).
Все функции, все свойства перестраиваются в особенных условиях развития
слепого: нельзя сводить все различие к одному пункту. Но вместе с тем личность в
целом у слепого и зрячего может принадлежать к одному и тому же типу. Верно
говорят, что слепой бо льше понимает мир зрячих, чем зрячие - мир слепого. Такое
понимание было бы невозможно, если бы слепой в развитии не приближался к типу
нормального человека. Возникают вопросы: чем же объясняется существование двух
типов слепых? Не обусловлено ли это органическими или психологическими
причинами? Не опровергает ли это выдвинутые выше положения, или, по крайней
мере, не вносит ли в них существенных ограничений и поправок? У одних слепых,
как прекрасно описал Щербина, органически компенсируется дефект, "создается как
бы вторая природа" (1916, с. 10), и они находят в жизни при всех затруднениях,
связанных со слепотой, и своеобразную прелесть, отказаться от которой они не
согласились бы ни за какие личные блага. Это значит, что у слепых психическая
надстройка так гармонически компенсировала малоценность, что стала основой их
личности; отказаться от нее значило бы для них отказаться от себя. Эти случаи
вполне подтверждают учение о компенсации. Что касается случаев неудачи
компенсации, то здесь пс ихологическая проблема переходит в проблему
общественную: разве здоровые дети огромнейших масс человечества достигают всего,
чего они могли бы и должны были бы достигнуть по психофизиологической структуре?
7.
Наш обзор закончен; мы у берега. В наши задачи не входило сколько-нибудь
полно осветить психологию слепых; мы хотели только наметить центральную точку
проблемы, тот узел, в котором завязаны все нити их психологии. Этот узел мы
нашли в научной идее ком пенсации. Что же отделяет научную концепцию этой
проблемы от донаучной? Если древний мир и христианство видели разрешение
проблемы слепоты в мистических силах духа, если наивно-биологическая теория
видела его в автоматической органической компенсации, то научное выражение той
же идеи формулирует проблему разрешения слепоты как общественную и
психологическую. Поверхностному взору легко может показаться, что идея
компенсации возвращает нас назад, к христиански средневековому взгляду на
положительную роль страдания, немощи плоти. На самом деле нельзя себе
представить две более противоположные теории. Новое учение положительно
оценивает не самое по себе слепоту, не дефект, а заключающиеся в нем силы,
источники его преодоления, стимулы к развитию. Не слабость просто, но слабость
как путь к силе отмечается здесь положительным знаком. Идеи, как и люди, лучше
всего познаются по их делам. Научные теории надо судить по тем практическим
результатам, к которым они приводят.
Какова же практическая сторона всех затронутых выше теорий? По верному
замечанию Петцельда, переоценка слепоты в теории создала на практике Гомера,
Тирезия, Эдипа как живое свидетельство безграничности и беспредельности развития
слепого человека. Древ ний мир создал идею и реальный тип великого слепца.
Средние века, напротив, идею недооценки слепоты воплотили в практику призрения
слепых. По верному немецкому выражению: "Verehrt-ernahrt"-древность почитала
слепых, средневековье их подкармливало. И то и другое было выражением
неспособности донаучного мышления подняться над односторонней концепцией
воспитания слепоты: она признавалась или силой, или слабостью, однако то, что
слепота есть и то и другое, т. е. слабость, ведущая к силе, - эта мысль б ыла
чужда той эпохе.
Начало научного подхода к проблеме слепоты ознаменовалось на практике
попыткой создать планомерное воспитание всякого слепого. Эта была великая эпоха
в истории слепых. Но верно говорил Петцельд: "Сам факт, что было возможным
ставить количественно вопр ос о дееспособности оставшихся чувств у слепого и их
в этом смысле экспериментально исследовать, Указывает в принципе на тот же
характер состояния проблемы, который был присущ древности и средним векам" (A.
Petzeld, 1925, с. 30). В эту же эпоху Дюфур советовал из слепых делать кормчих.
Эта эпоха пыталась подняться над односторонностью Древности и средних веков,
впервые соединить обе идеи о слепоте - отсюда необходимость (из слабости) и
возможность (из силы) воспитания слепых; но тогда не сумели со единить их
диалектически и представляли связь силы и слабости чисто механически.
Наконец, наша эпоха понимает проблему слепоты как социально-психологическую и
имеет в своей практике три рода оружия для борьбы со слепотой и ее
последствиями. Правда, и в наше время нередко всплывают мысли о возможности
прямой победы над слепотой. Лю ди никак не хотят расстаться с тем древним
обещанием, что слепые прозреют. Еще совсем недавно мы были свидетелями
возродившихся обманутых надежд, будто наука возвратит слепым зрение. В таких
вспышках несбыточных надежд оживают в сущности ветхие пережи тки глубокой
древности и жажда чуда. Не в них новое слово нашей эпохи, которая, "как сказано,
располагает тремя родами оружия: общественной профилактикой, социальным
воспитанием и общественным трудом слепых - вот те три практических кита, на
которых с тоит современная наука о слепом человеке. Все эти формы борьбы наука
должна завершить, доведя до конца то здоровое, что создали в этом направлении
прежние эпохи. Идея профилактики слепоты должна быть привита огромным народным
массам. Необходимо также ликвидировать изолированно-инвалидное воспитание слепых
и стереть грань между специальной и нормальной школой: воспитание слепого
ребенка должно быть организовано как воспитание ребенка, способного к
нормальному развитию; воспитание должно действитель но создать из слепого
нормального, социально полноценного человека и вытравить слово и понятие
"дефективный" в приложении к слепому. И наконец, современная наука должна дать
слепому право на общественный труд не в его унизительных, филантропически-инв
алидных формах (как он культивировался до сих пор), а в формах, отвечающих
истинной сущности труда, единственно способного создать для личности необходимую
социальную позицию. Но разве не ясно, что все эти три задачи, поставленные
слепотой, по природе суть задачи общественные и что только новое общество
окончательно может их разрешить? Новое общество создает новый тип слепого
человека. Сейчас в СССР закладываются первые камни нового общества и, значит,
складываются первые черты этого нового типа.
Принципы социального воспитания глухонемых детей
1.
Система социального воспитания глухонемых детей, на принципах которой я
намерен остановиться, не является только теоретическим построением, но
представляет собой реальный факт педагогической практики, складывающейся на
наших глазах в СССР, и в частнос ти в РСФСР. Правда, и теоретическая и
практическая разработка этой системы далеко не доведена до конца, и я скорее
могу поделиться опытом первых шагов в этом направлении, первых усилий научной
мысли и педагогического творчества, направленных на создан ие социальной
сурдопедагогики, чем итогами и конечными выводами. Но основные принципы этой
системы уже сейчас могут быть сформулированы с такой полнотой и ясностью, что
это позволяет мне рассчитывать на некоторый успех попытки ознакомить с основами
но вого направления, которого мы придерживаемся. Это намерение продиктовано не
только желанием дополнить нашим опытом обзор мировой сурдопедагогики, но и еще
двумя, на мой взгляд, вескими соображениями.
Первое состоит в том, что мы до сих пор не имеем научно разработанной и
авторитетной системы - ни в виде педагогической теории воспитания глухонемого
ребенка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и
особенностей физических, связанн ых с недостатком слуха и социальным дефектом -
отсутствием устной речи. Все блестящие успехи сурдопедагогики и в области
теории, и в области практики до сих пор остаются более или менее фрагментарными
и нуждаются в приведении их в стройную научную сис тему. Поэтому всякая попытка
подойти к занимающей нас проблеме со стороны основных, формирующих Принципов,
позволяющих развернуть систему сурдопедагогики, Думается мне, вполне отвечает
современному научному состоянию этого вопроса.
Второе соображение заключается в том, что в процессе выработки новой системы
мы натолкнулись на необходимость Коренным образом пересмотреть ряд частных
методов, приемов, положений и законов сурдопедагогики, в том числе и
кардинального вопроса в воспит ании глухонемых детей - обучения их Устной речи.
На основе выдвигаемых нами принципов нам пришлось во многом не только критически
отнестись к традиционным приемам обучения глухонемых, но и вступить с ними в
прямое и резкое противоречие в ряде пунктов. Самое замечательное в проделанной
нами работе, мне кажется, то совпадение, которое всякий раз обнаруживалось между
выводами, сделанными на основании наших предпосылок, с одной стороны, и
положениями, к которым приходит научное исследование вопроса и передовая
педагогическая мысль во всех странах, - с другой. Это совпадение убеждает лишний
раз в правильности занимаемых нами позиций и позволяет обобщить и свести в
систему все то прогрессивное и жизнеспособное, что дает в этой области мировой
опыт.
Прежде чем перейти к изложению самих принципов социального воспитания
глухонемых детей, следует остановиться на некоторых исходных научных
предпосылках новой системы. Предпосылки касаются психофизиологических
особенностей глухонемого ребенка и процесс а его воспитания. Всякий физический
недостаток - будь то слепота или глухота - не только изменяет отношение ребенка
к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект
реализуется как социальная ненормальность поведения. Ра зумеется, что слепота и
глухота сами по себе факты биологические и ни в коей мере не социальные. Но
воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе,
сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой ребенок в
качестве объекта воспитания, тут приходится иметь дело не столько со слепотой
самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка
при вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с окружающим миром начинают
протекать по иному, ч ем у нормальных людей, руслу.
Слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого
или глухого ребенка, и. указанный порок ощущается им лишь опосредованно,
вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Что же
означает сам по себе д ефект слуха? Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота
не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования
условных связей со средой. Эти органы - глаз, ухо, называемые в физиологии
рецепторами или анализаторами, а в пс ихологии - органами восприятия или внешних
чувств, воспринимают и анализируют .внешние элементы среды, разлагают мир на его
отдельные части, на отдельные раздражения, с которыми связываются наши
целесообразные реакции. Все это служит наиболее точном у и тонкому
приспособлению организма к среде.
Русская физиологическая школа, школа И. П. Павлова, установила при помощи
опытов над собаками, что всякий прирожденный, наследственный рефлекс, если он
сочетается с посторонним, индифферентным раздражителем, может ассоциироваться,
связываться с послед ним и возбуждаться одним новым воздействием без основного
стимула. Новый рефлекс называют условным в противоположность прежнему,
безусловному. Подходя к поведению животного в целом и даже к поведению,
человека, эта школа склонна рассматривать все поведение как состоящее из
безусловных (наследст венных) рефлексов и условных, приобретенных в личном опыте
индивида. Последние и будут условными реакциями в точном смысле слова, ибо они
зависят исключительно от условий, в которых находился организм собаки или
человека. В таком различении наследстве нных и условных реакций с русской школой
вполне совпадает американская психологическая школа – бихевиоризм (2).
Несомненно, что в учении об условных рефлексах мы имеем ключ к физиологической
природе всякого воспитательного процесса. С точки зрения физиологической, всякий
воспитательный процесс может быть представлен как процесс выработки условных
рефлексов на и звестные условные знаки и сигналы (раздражения, подчиненные всем
тем механизмам образования и воспитания условных реакций, которые вскрыты в
опытах Павлова).
Два вывода огромной важности мы можем сделать из этого учения в отношении
интересующей нас темы. Один из принципиально важнейших выводов объективного
изучения высшей нервной деятельности животных и человека устанавливает: условный
рефлекс может быть в оспитан на любой внешний раздражитель, идущий с глаза, уха,
кожи и пр. Любой элемент среды, любая частица мира, любое явление, любой знак
могут выступить в роли условного раздражения. Процессы воспитания условного
рефлекса во всех случаях будут одни и те же. Это значит, что физиологический
субстрат воспитательного процесса, т. е. те физиологические изменения, которые
вносит воспитательное воздействие в организм ребенка, будут по существу и по
природе совершенно тождественными во всех случаях; и свет, и звук могут,
следовательно, выступать в совершенно аналогичной физиологической роли. В этом
законе заключается важнейшее принципиальное положение педагогики дефективного
в самом существенном та же, что и при воспитании детей нормальных.
Вся разница в том, что в отдельных случаях (при слепоте, глухоте) один орган
восприятия (анализатор) заменяется другим, само же качественное содержание
реакции остается тем же, как и весь механизм ее воспитания. Иначе говоря,
поведение слепого и глухо немого может быть с психологической и педагогической
точек зрения вполне приравнено к нормальному; воспитание слепого и глухого
принципиально ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Само по
себе доведение человека как совокупность реакц ий при этом остается
ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей полноте человеческого поведения,
т. е. к активной жизни. Вся особенность в их воспитании сводится только к замене
одних путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяю: принцип и
психологический механизм воспита ния здесь те же, что и у нормального ребенка.
Второй практически не менее важный для сурдопедагогики вывод: всякая новая
условная реакция может быть привита не иначе как на основе прежней,
наследственно данной или уже выработанной в прежнем опыте, достаточно прочной
реакции. Строго говоря, воспит ание не может сообщить организму ни одного нового
движения, оно может только модифицировать, видоизменять, перестраивать,
комбинировать имеющиеся в распоряжении организма реакции. По верному выражению
Г. Лессинга (3), "воспитание не дает человеку ниче го такого, чего он не мог бы
дать себе сам; оно дает ему то, что он сам себе может дать, но только скорее и
легче" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 18). Для педагога это означает
требование при всяком воспитательном воздействии брать за отправную точ ку, за
основу естественные стремления ребенка. И обратно: никакое стремление ребенка,
ни один его естественный инстинкт не могут быть просто подавлены, запрещены,
отменены педагогом. Нельзя Ниагару вернуть вспять в озеро Эри, говорит по этому
поводу Э. Торндайк, и удержать ее там; но можно, построив отводные каналы,
заставить ее вращать колеса фабрик и заводов.
Проблему детской, дефективности в психологии и педагогике надо поставить и
осмыслить как социальную проблему, потому что не замечавшийся прежде ее
социальный момент, считавшийся обычно второстепенным и производным, на самом
деле оказывается первичным и главным. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме